Краудфандинг — что это такое?
28 апреля 2009 года в США появился сайт kickstarter.com, на котором можно было поделиться стоящей идеей и постараться собрать деньги на реализацию своего проекта. Несколько лет назад начали свою работу и аналогичные российские площадки, которые уже собрали по 50-70 миллионов рублей.

Как получить признание идеи и народные деньги на свою мечту и что нужно обещать инвесторам взамен?

Порой желания не совпадают с возможностями. Так хочется открыть собственное дело, но нет лишних денежных средств? Выход есть! Краудфандинг.

Краудфандинг – это возможность собрать в интернете необходимые для старта 200-300 тысяч рублей. Это форма народного инвестирования интересных идей, образовано слово от двух английский слов – «толпа» и «финансирование».

На первую в России краудфандинговую платформу каждый день стекаются по три сотни свежих идей. Максимальная сумма, которую удалось собрать на один проект, приближена к шести миллионам рублей. Если за две недели проект собирает около 25% суммы, то к него есть все шансы на успех. Максимальный срок жизни идеи на сайте – 2-3 месяца.

Лидируют по сборам – благотворительные акции. На них приходится каждый пятый собранный рубль. На втором месте – музыка. Ей в спину дышат проекты в сфере кино и питания.

Все что нужно для размещения идеи – отправить текст на сайт, подписать документы с площадкой, и через пару дней проект готов собирать первое вознаграждение. Однако, есть проекты, которые остаются незамеченными.

Какую выгоду от проектов получает площадка? Если проект собирает 50% от планируемой суммы, то комиссия площадки составляет 10%, и 5% от 100% собранных средств.

Еще 5% составляют платежные комиссии, 13% — подоходный налог и пункт – бонусы акционерам. Это может быть указание имени спонсора в титрах или вечный билет на концерт группы. Обычно такой бонус стоит от 50 до 100 тысяч рублей.

Мировой рынок краудфандинга оценивается в 7 миллиардов долларов США. В России такая статистика не ведется, так как о народном финансировании знают лишь 2-3% пользователей сети интернет.

Собрать большие деньги таким путем непросто. С начала работы российских сайтов, через их платформы прошли более 1500 проектов и только 20% из них оказались успешными.

Краудфандинг на Kickstarter
Kickstarter (сайт «kickstarter.com») — коммерческая площадка сети для добровольных денежных взносов на реализацию, выставленных на сайте проектов, которым дается подробное описание. Рассматриваемые на платформе проекты: творчество, наука и техника, производство, Hi-Tech, программы, видеоигры и др. А технология коллективного сбора денег посредством создания определенной модели в онлайн-режиме называется краудфандингом.

Владельцем этой системы является компания Avantlumiere, автором и председателем — Перри Чен.

Немного истории.

Создание этой платформы датировано 28-м апреля 2009 года. Она работала только для проектов Соединенных Штатов Америки.

В 2010-м на сайте компании уже прошли регистрацию 11 тысяч проектов. Четыре тысячи были профинансированы на 27, 6 млн дол. Уже к 2011-му удалось собрать 99 млн дол. за 11,8 тысячи изобретений.

В 2012-м проект Pebble (дополнительный «девайс» к смартфону в виде наручных часов) собрал краудфандингом на платформе 10,3 млн дол., сумма стала рекордом. На втором месте по сбору средств — проект игровой приставки Ouya — 8,6 млн дол., на третьем – компьютерная игра ProjectEternity, на нее собрали 3,9 млн дол. и на четвертом — стереовиртуальные очки Oculus Rift, на которые выделено 2,4 млн дол.. В этом же году Kickstarter регистрирует проекты для реализации в Англии.

В 2013-м краудфандингом на Kickstarter удалось собрать 480 млн дол. и финансировать 20 тысяч проектов. Уже с этого года регистрируют и рассматривают творческие проекты Канады, Австралии и Новой Зеландии.

В 2014-м 11 февраля площадка Kickstarter был атакован хакерами, в результате чего была нарушена конфиденциальность в отношении адресов, имен и аутентификационных данных пользователей.

Как работает платформа.

На сайт загружается подробное описание проекта по определенной тематике. Пользователи указывают, необходимую сумму на начальную реализацию проекта и за какой промежуток времени ее нужно собрать.

Если за установленное время не получилось собрать нужную сумму, Kickstarter пожертвованные средства возвращает.

Если сумма за определенный срок достигла указанной отметки, пожертвования принимаются, и затем каждый может проверить, были ли выполнены обязательства, зайдя на сайт.

Если финансирование прошло успешно и получилось собрать определенную сумму, сайт берет комиссию 5%.

Интересные факты:

Был размещен запрос на 10 долларов на салат и на это пожертвовали 55 492 долларов.

За весь период существования платформы проекты на ней получили около миллиарда долларов.
Как видите Краудфандинг очень интересное явление в мире бизнеса, это новая форма организации сотрудничества людей с позитивной мотивацией, наибольшее развитие он получил в США, в 2012 году президент США( Барак Обама) подписал закон Jumpstart Our Business Startups Act который позволяет компаниям собирать до 1 миллиарда долларов с помощью краудфандинга без подачи бумаг на продажу акций. Как развит краудфандинг в России будет рассмотрено в следующей статье, ну а пока на очереди контент маркетинг часть вторая, где будет подробно рассмотрен процесс продвижения сайта посредством статей и качественно изучен вопрос о роли ссылок в продвижении интернет- проектов.