Результативное лидерство
Статья в стиле вопрос-ответ.
Как правильно выстроить связи внутри коллектива и замотивировать людей в этом коллективе?
Это интересный вопрос. Нужно помочь людям учиться друг у друга. Надо ставить людей в такие пары, тройки, четверки, где они будут видеть, как дополнительные навыки приводят другого человека к успеху. И давать такие задания, которые можно выполнить только вместе. Тогда, пройдя через временные трудности, они научаться работать вместе. По сути мы должны спроектировать для них систему интеграции и взаимного обучения и ставить их, в зависимости от того, что они умеют, в те или иные группы.
Какими чертами, должен обладать лидер для мотивации этих сотрудников или для того, чтобы удерживать их в непростое кризисное время?
Мотивация и лидерство – это, на самом деле, очень простой навык. Надо уметь объяснить людям, что ждет их через месяц, через два, через полгода и через год. А для этого Вы должны знать это сами. Поэтому лидеру не надо обладать какими-то качествами внутри себя. Если посмотреть на мировых лидеров, то Троцкий очень сильно отличался от Ганди, а Барак Обама очень сильно отличается от Матери Терезы. Формально их ничего не объединяет: они разного пола, разного возраста, разного вероисповедания. Но то, что они умеют делать, они умеют рассказывать людям о их будущем, о том, что ждет их через какое-то время.
Это не просто лозунги — флажочки, что мы придем к светлому будущему, это конкретные события будущего. Что будет через три месяца? Вот пошаговая инструкция. По ней Вы должны приобрести двести сотрудников или двести клиентов, и если это произойдет, то вся наша компания будет работать успешно.
Все что требуется от лидера – это две очень простые вещи — первая: рассказать людям о будущем, которое их ждет, а для этого лидеру надо спроектировать его осознанно, вторая: присоединить это будущее к из актуальным мечтам и желаниям. Проще говоря, найти тех людей, которые вместе с ним будут разделять это видение.
Мне кажется. Что лидерство сейчас воспринимается ровно противоположным способом. Сейчас считается. Что есть полудохлые команды, этакие зомбари, которых надо мотивировать и мотивировать на выполнение конкретной практической задачи. С моей же точки зрения в точности до наоборот. Это когда Вы сами верите в успешный результат в будущем и находите тех, кого это тоже мотивирует. И тогда Вам не нужно им дополнительно платить и создавать дополнительную стимуляцию. Они сами будут хотеть идти рядом с Вами. Они будут смотреть на Вас и говорить: «Вау, Вы делаете классные вещи, я тоже хочу попробовать».
Есть ли какие- то упражнения на наработку качеств неформального лидера?
Вообще деление лидерства на формальное и неформальное, это с моей точки зрения, некоторый перекос. Нет никакого формального и неформального лидерства. Есть формальная должность, которую может занимать человек, но она не гарантирует того, что он будет лидером. Веди лидерства такая простая штука – это когда вы умеете создавать такую картину будущего, к которой люди хотят идти. Поэтому лидером в компании или в группе людей становиться любой человек, который нарисует им достаточно позитивную, достаточно за интересующую их картину будущего.
Можно ли сказать, что в крупной компании генеральный директор является лидером? Нет, не обязательно. Первый, кто встречает клиента у ворот, а это может быть охранник или гардеробщик, который говорит: «А чё, опять пришли, да?» Вот этот человек создает картину ожиданий будущего. Поэтому он является лидером. Можно ли сказать, что он является формальным или не формальным лидером? Нет, скорее случайным. Поэтому лидером можно назвать любого человека, который достаточно четко рисует картину, являющуюся привлекательной для других людей.
Вот какое упражнение вы можете отработать, чтобы стать формальным или неформальным лидером? Тренируйтесь рассказывать людям про то будущее, которое их ждет. Просто обычно мы говорим про себя. Людям вообще свойственно говорить про себя. Я бы Вам порекомендовал одно очень простое упражнение: Тренируйтесь говорить людям про идеальную картинку, которая ждет их и посмотрите как они на это реагируют. Рассказывать им, что будет, когда они закончат ВУЗ или поступят на работу или создадут свой бизнес. Как им там будет в этом. Если Вы видите, что людей это цепляет, что у них возникает эмоциональный драйв, то Вы поймали нужную струнку. Это и есть то, на чем строиться лидерство.
Чего категорически нельзя допускать в жизни лидеров?
Смерти. Потому что с ней жизнь лидера автоматически прекращается;) Этого категорически нельзя допускать… ну а если серьезно, то лидеру не стоит сомневаться в своей собственной картине будущего. Если лидер сам не будут верить в ту картину, которую рисует людям и явно начнет с ней не соглашаться, то его лидерство окажется под угрозой. Это можно было легко наблюдать в последние годы существования Советского союза, когда уже никто не верил, что это всё хоть куда-нибудь движется, светлое будущее оставалось за горизонтом, а люди, которые этим все управляли, эти партийные чиновники не просто не верили в это будущее, но и всячески демонстрировали то. Что они не верят. Это и привело к развалу. Вот что категорически нельзя делать лидеру – это не верить в им созданную картину будущего.
Если какие-то методы нахождения лидера?
Чем его искать, проще его создать. Можно создать его из себя, можно создать его из любого человека рядом с Вами. Для этого надо научить его всего двум простым навыкам: Вам нужно научить его рассказывать людям об их будущем, как мы уже говорили, и рассказывать об этом будущем так, чтобы один из десяти или двадцати человек сказал: «Я хочу узнать больше». И чтобы этой мотивации хватило, чтобы к этому будущему идти. Поэтому, если вы знаете, что у Вас конверсия один из десяти или один из ста, Вы будете знать, с каким количеством народа вам надо поговорить, чтобы набрать команду. Таким образом, Вы берете эти два простых навыка и им учите любого человека и он автоматически становиться лидером.
Если какие-то способы работы с анти лидером? Антилидер — это неформальный лидер, негативно настроенный. Как использовать его энергию?
Мне кажется, что анти лидерство, как и лидерство, это человеческая склонность к оценкам. Я не склонен оценивать что-то, как анти что-то. Любая картина мира, какая бы она ни была – это просто картина мира. Поэтому мы скорее говорим о том, что есть картина мира, которую представляете вы и та картина мира, которую рисует другой человек. Чтобы быть более значимым лидером, вам надо точнее рисовать собственную картину будущего. Он должен лучше понимать что хотят люди и куда вы их ведете. Если его картина будет более привлекательной, это автоматически гарантирует, что вы будете более привлекательны в глазах людей, даже если кто-то будет пытаться с этим бороться.
Как правильно воспитывать сотрудников в патриотизме к своей фирме?
Первый вариант, можно построить их всех в шеренгу и заставить петь корпоративный гимн, но после этого они будут Вас ненавидеть. Второй вариант, сделать свою компанию самой интересной, самой успешной на рынке. И при этом Вы даже можете платить им гораздо меньше чем всем остальным. Я слышал фразу одного западного тренера, который говорил, что сотрудники будут получать зарплату и в любом случае будут ныть, что она маленькая. А если они в любом случае будут ныть и в любом случае будут считать, что зарплата маленькая, то зачем платить много.
Исходя из всего этого, когда мы говорили про неденежную мотивацию, кстати я вообще не верю в денежную мотивацию. Люди должны получать те деньги, которые достойны и которые превосходят то. Что есть на рынке сейчас. Мне кажется сотрудники должны получать на 20-25% больше, чем они могли бы получить в любом другом месте за ту же работу. Но, они должны работать в той компании, в которой хотят. Вы должны создать компанию мечты. Не простую серую компанию по погрузке, а должны создать такую компанию, в которую люди будут выстраиваться в очередь, чтобы войти в офис и посмотреть как у Вас всё круто. Я однажды был в офисе одного рекламного агентства, там было абсолютно всё белого цвета, были панорамные окна во весь потолок, биллиардные автоматы. И это в центре Петербурга. Это было круто. И зарплаты там были далеко не самые высокие.
Мне кажется. Чтобы воспитать патриотизм, вам нужно сделать так, чтобы вашу «родину», Вашу компанию было за что любить. Чем она отличается от других? Если вы можете ответить на этот вопрос, то Вы знаете, как воспитать патриотизм.
Как правильно организовать отношения, чтобы соблюдалась субординации?
Субординация – это уважение одного человека другим. Если вы не в Армии и не в силовых структурах, вы не можете её требовать. Вы можете её только предложить. Поэтому вам надо быть просто более опытным и более успешным и нужно вовремя уметь учиться у кого-то ещё. Поэтому организация отношений для субординации должна быть очень простой, нанимайте тех людей, которые хотят на вас работать и которые не хотят вас подсидеть. Вместо того, чтобы бороться с теми людьми, которых Вы уже почему-то не устраиваете.
Нужен ли тотальный контроль действия сотрудников?
Как это ни парадоксально. Но я считаю, что да. Только это должен быть не контроль, а наблюдение. Не попытка управлять людьми, а попытка помочь им. Я действительно считаю, что в рабочих помещениях должно вестись круглосуточное видеонаблюдение. Все записи с экранов мониторов сотрудников должны записываться. И должна быть возможность слышать, что сотрудники отвечают по телефону. Не для того, чтобы их контролировать, и уж тем более не для того, чтобы их наказывать.
А для того, чтобы помочь им, создавая такие процедуры, по которым сотрудники захотят работать, захотят добиваться результата. С моей точки зрения, контроль должен быть и он должен быть очень и очень пристальным. Но он должен быть направлен не на то, чтобы наказать, а чтобы помочь. Разобраться, что именно человек не успевает сделать. Потому что я верю в то, что мои сотрудники хотят быть успешными, хотят быть лучшими для других, в частности, для моих клиентов. А если они хотят и я предложу им такой вариант, то они его примут с удовольствием и благодарностью. А вот если они не хотят, то тут что-то не так, и мне стоит серьезно присмотреться, хочу ли я сохранять таких сотрудников.
Какими все-таки личными качествами должен обладать лидер?
Если посмотреть всю историю лидерства, то у лидеров нет повторяющихся личностных качеств. Всё, что их объединяет, это два простых навыка: умение создавать видение и умение находить людей, готовых это видение поддержать. Для того, чтобы мотивировать толпу в тысячу человек достаточно найти десять — пятнадцать человек, согласных с вами. А все остальные уже подтянуться к ним.
Что касается современной блогосферы, то слишком чато нам рисуют картину мира, в которой жить бы не хотелось. И рисуют чудовищный негативный прогноз, как всё будет развиваться, если… совершенно забывая о том, что человек не может в голове перевернуть эту картину и понять, а что же мы хотим вместо этого. Поэтому, что касается лидерства, надо вместо того, чтобы рисовать картины апокалипсиса, надо рисовать картину о том, как Вы считаете всё должно быть устроено. Это гораздо сложнее, но и гораздо результативнее.
Как провести грань между жестким и мягким руководителем?
Я бы не стал её проводить. Уважительное, корректное отношение – это то, что должно быть присуще руководителю. Унижение, принуждение, умаление человеческого достоинства с лидерством не совместимы в принципе. Люди могут Вас бояться, но как только вы уберете пистолет от их головы, они тут же сделают что-то, что Вам не понравиться. Поэтому жесткость для руководителя скорее отрицательная черта, как ,впрочем, и мягкость. Лидер должен быть уважителен, четко ставить задачи и позволять людям делать то, что он от них хочет. А для этого не требуется ни мягкость, ни жесткость, а только понимание цели и готовность мотивировать людей.
Если ли стратегия развития лидерских качеств?
Да, Вам надо при общении с людьми, приучиться рассказывать людям про их собственное будущее. Когда Вы отработаете этот навык, Вы сможете говорить это двум людям, троим, целой компании, а потом и сотням людей. Если какой-то человек говорит в негативном ключе, ему надо показать, что будет, если он продолжит думать так, как он думает сейчас и ту картину мира, которая покажет куда он может попасть, насколько успешным он может быть. Нельзя замотивировать всех, но можно замотивировать тех, кто готов разделить с Вами Вашу картину мира. Просто подумайте, сколько человек вам нужно, в мире их семь миллиардов, Вам есть из кого выбрать.
Как стать неформальным лидером в коллективе?
Надо начать рассказывать людям то, что им нравиться, создавать атмосферу, частью которой каждый хочет быть. Все неформальные лидеры делают это. Настоящее лидерство – это когда, Вы создаете команду, которая движется в том направлении в которой хотите Вы, но с учетом пожеланий всех членов команды.
Как сделать, чтобы в коллективе не было конфликтов?
Конфликт — это столкновение интересов. Чтобы этого избежать, в компании должны быть четко прописаны зоны ответственности. Если все правила определены заранее, конфликтов быть не должно.