Навык эффективной коммуникации всегда востребован, как в личном общении, так и в профессиональной среде, вы узнаете как этот навык усовершенствовать, в этой статье пойдет речь о деструктивных конструкциях в общении, которые мешают строить эффективное общение и также будет рассказано о способах их преодоления. Кому может быть полезна эта статья? Тем кто интересуется развитием в себе навыков эффективной коммуникации и тем кто хочет научиться общаться лучше в деловой среде и повседневной жизни с друзьями, близкими и коллегами.
Конструктивно общаться, устанавливать деловые связи и вообще быть эффективным в общении, получается не у каждого, главным образом потому что мы совершаем типичные ошибки, которые формируют нашу модель общения, которая может быть деструктивной, избавившись от этих ошибок и воспитав в себе другие качества общения, можно значительно улучшить свою модель коммуникации и добиваться от собеседников намного большего, достигая в конечном итоге своих целей.
Эффективная коммуникация за семь шагов
Эффективная коммуникация развивается путем преодоления деструктивных и неэффективных привычек общения и формированием новых, более конструктивных и продуктивных навыков общения, что в конечном итоге научит вас искусно общаться с любым человеком.
1. Конструкция « да, но…»
Многие в своей модели общения пользуются подобными фразовыми конструкциями, само по себе «да, но..» двойственно по сути и приводит к конфликтному общению, как правило подобную конструкцию используют, чтобы смягчить противоречие, но собеседник акцентирует внимание в основном на второй части, игнорируя первую, которая содержит в себе согласие и похвалу, таким образом эффективность конструкции «да, но…» низка, её постоянное эксплуатация в общении приводит к низкой продуктивности диалога и мешает конструктивному взаимодействию с собеседником.
Первым шагом к эффективной коммуникации будет избавление от привычки, говорить через «да, но…» и воспитание новой, более лучшей привычки общения, можно просто избегать «да, но..» заменив «да» на « возможно, вы правы», а «но» на « и все — таки», « и все же».
Применить позитивно исследовательскую модель, вступая в противоречие, спор с оппонентом, попробуйте сначала указать 2-3 момента в позиции оппонента с которыми вы согласны, обычно это всегда возможно, несложно найти в высказываниях вашего собеседника те моменты которые вам близки, как правило найти 1-2 идеи достаточно легко, обнаружить 3 или более может быть трудной задачей. Поначалу, позитивная часть модели будет сложна в применении, но со временем вы к ней привыкните. Вторая часть модели, заключается в том, что вы начинаете задавать свои вопросы, которые должны привести к конструктивному общению.
Если же вы в той ситуации, что в аргументах собеседника ни капли разумных идей, пропускайте позитивную часть и задавайте вопросы, вынуждая собеседника дать на них полные ответы, например: « расскажите об этом по подробней» или « как вы пришли к такому выводу»
2. Не пытайтесь читать чужие мысли.
Не пытайтесь угадать о чем думает собеседник, используя эту привычку в общении вы стоите своё взаимодействие с людьми на собственной фантазии, а не на реальных фактах.
Привычку пытаться прочесть чужие мысли сложно осознать, поэтому от неё трудно избавиться.
Расплывчатость и двусмысленность высказываний собеседника, не понимание языка тела и интонации или его молчание, приводит к подсознательному желанию понять что он думает, не получая явного ответа на свой вопрос вы начинаете строить догадки и придумывать различные предположения, что на самом деле имеет в виду ваш собеседник.
Сложно сказать как часто бывают такие ситуации, но когда есть какая то недосказанность, вместо того чтобы открыто спросить и получить простой и ясный ответ, мы прибегаем к чтению мыслей и делаем выводы основываясь на своих суждениях и домыслах. Это сильно мешает развитию навыка эффективной коммуникации. Особенно эта проблема проявляется в любовных отношениях, пытаясь угадать что чувствует она иди он, многие совершают ошибки к тому информационная среда, наполнена советами как узнать мысли и чувства своего партнёра, не пытайтесь делать это, лучше прямо и откровенно поговорите разрешив все противоречия и вопросы.
Пытаясь читать чужие мысли, вы переносите на своих собеседников ваше беспокойство и переживания.
Задавайте вопросы, чтобы составить четкую картину происходящего, задавайте вопросы когда чувствуете недосказанность, которая мало чем отличается от молчания.
Используйте закрытые вопросы, требующие ответа « да или нет», они полезны когда нужно подтвердить или опровергнуть ваши собственные суждения об аргументах собеседника.
Избегайте конструкций содержащих негативную оценку, они покажутся обвинениями и будут восприняты в штыки, заменяйте их более мягкими, например выражайте свои чувства, например: « я переживаю (беспокоюсь) из того, что ты не хочешь объяснить (рассказать) мне…».
Задавайте открытые вопросы, требующие развернутого ответа, чередуйте закрытые вопросы и открытые, и вы получите максимум информации.
Возможно, что и собеседник то же пытается прочесть ваши мысли, продиагноструйте это, вопросами типа: « Мне кажется, вы считаете, что я..Это так?» Задавайте вопросы открытого типа, а потом получив развернутый ответ, опровергайте или подтверждайте домыслы оппонента. Избавившись от привычки читать чужие мысли вы быстро приобретете навык эффективного общения.
3. Избегайте пессимизма
Пессимистически оценки вредны для общения, это другой аспект мышления, когда вы опять пытаетесь что то предугадать, теперь не мысли собеседника, а будущие события используя негативные варианты развития ситуации.
У всех есть склонность прогнозировать негативные варианты, у кого тот она почти не заметна, а кто то постоянно пользуется ею.
Пессимистические прогнозы имеют свойство самосбываться потому что наши эмоции в виде опасений, беспокойства, уверенности что ничего не выйдет, становятся препятствием на пути достижения целей и мешают эффективно общаться.
К пессимизму прибегают когда хотят подготовить себя к неудаче или основываясь на прошлом опыте, в котором преобладают негативные варианты, в частных случаях в основе пессмистичеких прогнозов лежат разного рода навязчивые идеи.
Когда вы говорите « Вам это не понравиться» или «Это приведет к неудаче», ваш пессимизм может воплотиться в реальность, в то же время стоит избегать и слишком самоуверенных оптимистических прогнозов.
Преодолеть пессимизм несколько труднее чем привычку пытаться читать чужие мысли, это связано с тем что негативные убеждения, основанные на негативном опыте могут преобладать и быть частью мировоззрения, они говорят нам что неудачи в прошлом обязательно могут случится в будущем, прибегая к пессимистическим прогнозам мы подсознательно желаем подготовить себя к провалу и неудаче, но на деле лишь все усугубляем, негативная оценка не позволяет воспринимать ситуацию костурктивно и приводит к неверным решениями и оценкам.
Преодолевайте склонность давать негативную оценку, используйте в речи позитивные конструкции и ваша способность к коммуникации станет эффективной.
Наводящие вопросы не приводят к эффективной коммуникации, наводящий вопрос это вопрос содержащий в себе собственно сам вопрос и ваше мнение по этому поводу, как правило они появляются после некого высказывания с которым собеседник обязан согласиться, конструктивно они начинаются словами «неужели?», «разве этот так?», «Ведь так и есть» т.д. Оперируя вопросами такой формы вы пытаетесь продиктовать собеседнику свою точку зрения, что может вызвать отрицательную реакцию, ваша уверенность что собеседник согласен с вашим мнением может быть ошибочна. Чтобы эффективно общаться необходимо избегать наводящих вопросов, попробуйте просто высказывать свою точку зрения, а потом задайте вопрос с помощью которого вы можете узнать мнение вашего оппонента. Если наводящие вопросы задают вам, то задавайте в ответ уточняющие вопросы или попробуйте перефразировать заданный вам наводящий вопрос
5. Жалобы
Жалобы это наименее эффективный способ общения, сопутствующий жалобный тон и негативные эмоции не располагают к конструктивному диалогу. Люди начинают жаловаться, когда растеряны или расстроены, некоторые могут жаловаться и сетовать на жизнь просто чтобы выгрузить на собеседника накопившиеся эмоции, у других жаловаться становиться привычкой.
Возражая жалобам собеседника, вы можете ещё более разжечь его эмоции, как правило, жалобы скрывают более серьёзные проблемы, чем те о которых говорят, человек может желать чего достичь, но в силу разных причин не может сделать этого.
Если вы склонны к жалобам, то постарайтесь понять чего вы на самом деле хотите и продумайте варианты как добиться успеха и решить проблему. Перейдя от жалоб к действиям, вы перестанете жаловаться и добьетесь желаемого, а также улучшите свои способности к эффективной коммуникации.
6. Словесные нападки
Негативные эмоции, такие как гнев, раздражение, осуждение и т.д. выражаются в словесных нападках на собеседника, от которых он вынужден защищаться соответствующим образом, этот подход к разговору образует систему нападения и защиты и подобная манера ведения беседы не может привести к разрешению вопросов.
Если вы пользуетесь подобной манерой вести разговор, то для ваш ваши словесные уколы могут казаться безобидными, то для вашего собеседника они могут быть достаточно болезненными.
Постарайтесь понять почему вы пользуетесь словесными нападками, мало сказать что в их основе лежит гнев или раздражение, как правило нападки это неумение выразить эти чувства соответствующим образом, поработайте над своими эмоциями, постарайтесь понять что лежит в их основе, решите для себя как вы будете общаться с людьми, ставьте себе конкретные задачи, создавайте четкие формулировки касательно вашего эмоционального поведения, работая над собой вы постепенно приобретете способность к эффективному общению.
Если вы сами подвергаетесь словесным нападкам, можно использовать методику «зеркальное отображение», её суть в том, что вы в ответ на словесные выпады оппонента, отвечаете ему в тон, перефразировав его слова, но с меньшей эмоциональностью чем у него, затем по мере того как напряжение в разговоре будет падать, прекратите его копировать и переведите разговор в позитивное русло. Такой метод может вызвать неловкость у оппонента, вы может повторять его слова дословно, или изменяя их, сохранив при этом основной смысл.
Устраняя словесные нападки в собственной манере вести разговор и гася их у собеседника вы способны наладить эффективную коммуникацию и решить насущные вопросы.
7. Контролируйте свою эмоциональность.
Поговорка « в споре рождается истина» не всегда верна, в споре, может слишком высоко подниматься градус эмоций, коммуникация перестаёт быть эффективной, разгорается конфликт, все сводится к взаимным оскорблениям и противоречия ещё более усиливаются. Всегда следите за проявлением своих эмоция, не позволяйте им выплескиваться на собеседника.
Эффективная коммуникация Чек Лист
- Ваш успех в деловой и личной жизни во многом зависит от того как вы умете разговаривать с людьми.
- Практические действия могут изменить неэффективные модели общения.
- Существует ряд неэффективных способов коммуникации от нужно избавляться, чтобы научить общаться эффективно.
- Фразы использующие «да, но…» несут в себе противоречие.
- Чтение чужих мыслей может привести к ошибочным выводам.
- Пессимизм в прогнозах, означает что вы не сомневаетесь что у вас ничего не получиться.
- Наводящие вопросы используют когда предполагают что известна точка зрения оппонента на поставленный вопрос, это может быть ошибочной догмой.
- Жалобы и нытье, это то от чего лучше избавиться, чтобы научиться эффективной коммуникации.
- Словесные нападки, критика, могут вызывать ответную реакцию в виде агрессии и недовольства, это не приведет к решению проблемы.
- Контролируя свои эмоции, не позволяя им свободно выплескиваться на собеседника вы сможете достичь гораздо большего.
Применимость на практике
В статье шаг за шагом было рассказано о каждой ошибочной (деструктивной) модели коммуникации и о способах от них избавиться, таким образом эффективная коммуникация развивается шаг за шагом, постоянно оттачивая свой навык. Но, чтобы применить на практике, предложенные способы недостаточно просто о них узнать, нужно действовать, применяя в жизни полученные знания, это выглядит как прохождение трех стадий:
- Осознание проблемы и пути её решения.
- Действие, приняв решение изменить привычки общения, чтобы научиться эффективной коммуникации, вы начинаете в своей практической деятельности применять полученные знания.
- Привычка. Проходя различные этапы, заставляя себе действовать, применяя все на практике, постепенно многое станет получаться само собой, новые навыки станут привычкой, такой же, как до этого были деструктивные навыки.