В этой статье будет рассмотрен вопрос правовом положении франчайзинга в России и его популярности у нас и за рубежом.

Франчайзинг – это относительно молодая форма экономических отношений между бизнес-партнерами в России. Прошло чуть более пятнадцати лет с того времени, когда у нас в стране появилось первое предприятие, работавшее по франшизе. Но уже сегодня более 1000 предпринимателей выбирают именно такую форму развития своего бизнеса.

Франчайзинг имеет море плюсов, и только один, но очень существенный минус. В России до сих пор не сформирована четкая единая методика организации и ведения бизнеса по франчайзингу. Точнее сказать для него нет четкой правовой базы. Да и само понятие франчайзинга в законодательстве почти нет.

Франчайзинг в масштабах планеты

В США больше 1/3 товарооборота розничной торговли приходится на предприятия, работающие по франшизе, а в Австралии — это более 90 % торговых и обслуживающих предприятий.
По официальной статистике франчайзинг занял лидирующие позиции в ведении бизнеса более чем в 70 странах.

И в России франчайзинг распространяется в самых разных сферах:

• продажа одежды;
• быстрое питание;
• фитнес;
• строительство;
• реклама;
• бухгалтерские услуги;
• продажа топлива для автотранспорта и др.

Почему франчайзинг так популярен?

Предприятия, работающие по франшизе, имеют прекрасную устойчивость и выживаемость и это подтверждает статистика, после 10 лет работы закрываются только 10 % франшизных предприятий, в то время как среди предприятий, выбравших другой способ ведения бизнеса, этот показатель составляет 23 %.

И это при том, что в России практически нет законодательной базы, которая бы регламентировала франчайзинг. Сторонам (франчайзерам и франчайзи) приходится свои коммерческие отношения регулировать договорами, которые, как показала практика, и выступают гарантом успеха франшизной компании, заключенные договора и формируют правовое поле для франчайзинга.

Попадая под действие ГК РФ, суть франчайзинга настолько размыта, что выразить ее можно лишь специфическими договорами, в которых для каждого конкретного случая прописываются правила и нормы для сторон.

Термин «франчайзинг» в современной правовой системе употребляется лишь 1 раз. В Гражданском кодексе (гл.54) говорится что франчайзинг – это синоним к коммерческой концессии.

Можно ли заменить договор франчайзинга договором коммерческой концессии?

В России принято отождествлять эти два вида договоров. При коммерческой концессии правообладатель передает партнеру за вознаграждение коммерческую информацию, наименование, право пользоваться его товарным знаком и т.д.

Партнер имеет право по договору использовать опыт и наработанную репутацию правообладателя. Это прекрасная возможность для начала своего дела. При этом франчайзи имеет возможность расширять свой бизнес.

Договор коммерческой концессии могут заключать индивидуальные и частные предпринимателя, а также различные организации.

Но понятие «франчайзинг» настолько шире, что все его нюансы невозможно уложить в такой договор. И на деле получается, что сторонам приходится придумывать различные алгоритмы оформления договоров отдельно для каждого конкретного вида деятельности: поставку товаров, купли-продажи, кредитные договоры и т.д. Для некоторых случаев может быть применен Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Помимо этого в коммерческую концессию входят такие взаимоотношения между сторонами, которые нельзя уложить в сложившееся понятие франчайзинга. Так, по договору коммерческой концессии можно передавать на некоторый период участок леса под вырубку.

О каком товарном знаке или принципах ведения бизнеса здесь может идти речь?

Подобный договор может быть полностью урегулирован Лесным кодексом РФ.

Из-за отсутствия четкой нормативной базы в области франчайзинга бывает очень трудно решать спорные вопросы между партнерами.

Однако избежать этого можно составляя договор в котором четко и недвусмысленно прописываются права и обязанности сторон, условия расторжения договора и форс мажорные обстоятельства, договор должен предусматривать все нюансы, которые могут возникнуть в процессе реализации франшизы.

Виды франчайзинга

Разновидностей франчайзинга насчитывается около десятка. Каждый из них имеет свои особенности, кратко рассмотрим основные из них.

1) Товарный франчайзинг.

При этой форме франчайзер, производящий какой-либо востребованный товар под собственным брендом, передает франчайзи по договору право на реализацию товара под своим брендом. Обычно франчайзер обеспечивает и сервисное сопровождение своих партнеров.

2) Производственный франчайзинг.

В этом случае франчайзером могут выступать лица (либо компании), обладающие уникальной запатентованной технологией производства каких- либо изделий. Организуя бизнес по франшизе, предприниматели получают право на использование этой технологии. Они могут также закупать у своего франчайзера необходимое для производства изделия сырье.

3) Франчайзинг бизнес-формата.

Самый широкий и комплексный вид франчайзинга. Франчайзер передает своим партнерам не только право использования брендом, но и оказывает всестороннюю и постоянную поддержку, включая все тонкости ведения дела, делится конкурентными преимуществами, всеми новшествами.

4) Сервисный франчайзинг.

Этот вид довольно часто встречается в сфере услуг. Франчайзи получает от своего франчайзера право вести деятельность под своим раскрученным брендом. Примерами являются франшизы фитнес-салонов, салонов красоты и т.д.

5) Конверсионный франчайзинг.

Здесь в роли франчайзи выступает предприятие, которое уже твердо стоит на ногах в определенной сфере. Вступив в франшизу, оно получает право использовать наименование и товарный знак франчайзера. А тот в свою очередь, получает контроль над предприятием, не создавая его с нуля.

6) Субфранчайзинг.

Очень выгодный вид, так как франчайзи по договору имеет право перепродать франшизу дальше. Сам он при этом становится франчайзером.

7) Корпоративный франчайзинг.

Владельцы франшизных предприятий имеют право самостоятельно привлекать персонал для развития собственной сети. При этом также возможно два варианта:
• когда бизнес развивается лишь в одном направлении, в одной отрасли;
• франчайзи имеет несколько франшиз, причем они могут быть совершенно разные. Например, товарные и сервисные.

В некоторых случаях, франчайзи становится управляющим на франшизном предприятии, а франчайзер получает при этом охват новой территории, новых клиентов и популяризацию своего бренда.

Общие условия для оформления франшизы

В отдельных случаях при оформлении франшизы составляются какие-то специфические договоры, предусматривающие различные условия взаимоотношений. Но все же есть основные правила, которые должны выполняться при любых условиях.

1) В качестве франчайзи может выступать и предприятие, и частное лицо, а вот франчайзером – только коммерческая организация. Это связано с тем, что право на наименование имеют только юридические лица. Поэтому такие виды, как корпоративный и субфранчайзинг, не доступны ИП и ЧП.

2) Договор заключается только при личном контакте. Невозможно оформить его дистанционно (по факсу или e-meil).

3) Договор в обязательном порядке должен пройти регистрацию в Федеральном институте промышленной собственности.

4) В качестве правообладателя могут выступать и иностранные компании. И в России такая практика довольна распространена. В этом случае сам франчайзи должен зарегистрировать договор на территории нашей страны.

Пройдя всю бумажную волокиту, франчайзи в конечном итоге становиться полноправным владельцем продвинутого бренда в определенном регионе, а это мощный стимул.

Самые продвинутые франшизы в России

По сведениям, предоставленным FranchExpert, возглавляет этот рейтинг франшиза ресторанов Subway. Это рестораны быстрого питания, которые уже много лет держатся в лидерах среди себе подобных.

На втором месте – сеть магазинов TOM TAILOR. Дальше идут медицинские лаборатории «ИНВИТРО», кофейни Coffee Planet, спа-центры ALDO COPPOLA и доставка продуктов «Из деревни». Это – лидеры среди франшиз, хорошо известные в России.

Приобретаю такую франшизу, можно быть уверенным в законности и надежности будущего бизнеса: все они имеют отличную репутацию у потребителей, а их торговые марки весьма популярны.

Количество франшизных предприятий этих и других популярных брендов постоянно растет.

Если взять, к примеру, лаборатории «ИНВИТРО», то их количество по стране увеличилось от 200 до 700 в течение только последних пяти лет. А это, заметьте, довольно весомый аргумент в пользу надежности данной франшизы.

Для медицинской лаборатории не нужно большой площади, поэтому открыть ее будет проще, чем магазин, салон красоты или сервисный центр. Достаточно арендовать небольшое помещение, обставить его нужным оборудованием, нанять квалифицированных сотрудников, и можно запускать дело.

Помимо этого преимущества, франшиза «ИНВИТРО» имеет вполне приемлемый паушальный взнос. В Москве он составляет около 500 тыс. рублей, а в регионах — примерно 250 тыс. рублей.

Выбрав надежный и проверенный годами бизнес, можно быть уверенным, что ваши инвестиции непременно себя окупят.