Мозговой штурм это способ активизации творческих и креативных способностей разума для нахождения решений сложных вопросов и поиска новых идей. Бывает индивидуальный и групповой.

 Иногда его еще называют мозговой атакой.

 

Содержание:

 


Методы мозгового штурма для решения сложных задач и поиска новых идей


 

Общие принципы

 

Когда надо решить какой-то вопрос, обдумать какую-то задачу или найти выход из кризисной ситуации, то прибегают к такой методике как мозговой штурм. Сделать его можно самостоятельно, так и в группе единомышленников.

Используемые специальные приемы помогают пробудить скрытый потенциал мозга и найти то, что ранее была недоступно. В этой статье я расскажу о принципах и методиках, которые помогут вам находить новые решения и идеи.

Основоположником этого метода является Алекс Осборн, он придумал его в двадцатом веке в сороковых годах.  Он служит для преодоления барьеров мышления, а также для того, чтобы в составе команды, каждый конкретный участник мог выдвинуть свою идею или предположение. Которая затем будет обсуждаться всей группой.

Часто бывает так, что внутренние эмоциональные причины мешают человеку высказать свою точку зрения, может быть он опасается неодобрение со стороны своих сослуживцев или начальства.  Атмосфера, которую может создать мозговой штурм в коллективе, позволяет каждому раскрывать свой потенциал.

  • Непосредственно при обсуждении необходимо избегать критики, осуждения каких-то идей.
  • Нужно добиться того чтобы каждый участник высказывает идей свободно.
  • Также такой подход в решении проблемы можно применить индивидуально.

Вы можете сами для себя провести мозговой штурм, в этой статье есть уникальная методика, которая даёт отличные результаты, как для отдельного человека, так и в целом для группы.

Также все принципы о которых я буду рассказывать  применимы и к индивидуальной работе и к работе с командой.

Поэтому читайте, всё изучайте внимательно. Это поможет вам, безусловно стать более продуктивными в своем мышлении. Что непременно скажется  на качестве вашей жизни и поможет достичь большего успеха.

Одна из главных задач это выйти за рамки стереотипов.

В целом методика достаточно простая, коротко правила проведения:

Ставится задача, которую необходимо решить.

  • Запрещается всякая критика.
  • Поощряется высказывание самых интересных и Возможно даже нелепых идей.
  • После того как идеи выдвинуты, дается время для их обдумывания.
  • Все сгенерированные идеи идут под запись. Чтобы потом ничего не потерялась.
  • Работа производится в дедлайне, нужно отвезти конкретное время , например один час или два часа.

 

Подготовка перед мозговым штурмом.

 

Сначала нужно определиться с целями, с тем чего мы желаем достичь, результаты, которые нам нужны. Цели можно разделить на несколько уровней, в зависимости от их масштаба и влияния на конкретную ситуацию.

  • Конкретная цель.
  • Направление.
  • Глобальная цель.

Иногда, нужно найти правильную цель, которая даст наилучший результат. Часто бывают ситуации, при которых мы концентрирует свое внимание не на тех целях. Поэтому обязательно нужно правильно расставить приоритеты.

Глобальные цели.

Возьмем один пример.

Например, у нас есть бизнес. Глобальной целью будет увеличить нашу прибыль.  Мы это можем рассматривать даже в отрыве от того что у нас есть бизнес, мы можем думать о других источниках доходов, можем думать об открытии других бизнесов либо о модернизации существующей бизнес системы.

  • Глобальный уровень даёт максимум охвата, мы как-будто поднимаемся на высоту и смотрим на нашу жизнь и наши задачи масштабно.
  • Этот метод оценки позволяет найти скрытый потенциал или новые возможности.

Второй уровень это направление.

Любое дело, бизнес или какую-то деятельность можно разбить на различные направление, например для бизнеса это привлечение клиентов, закрытие сделок с клиентами.

Каждый из этих процессов влияет на исходную прибыль. Мы можем улучшить систему привлечения клиентов, то есть рекламу, можем тем самым добиться большего числа клиентов.

Это одно направление.

Потом мы можем придумать как нам закрывать больше сделок, чтобы большая часть людей которые к нам пришли покупали. Это другое направление и оно также может увеличить прибыль от бизнеса.

Направление позволяет уже уточнить поиск идей и найти те варианты, которые могут внести тактические изменения. Мы можем придумать, что например, в системе приучения клиентов, неплохо бы использовать сарафанное радио, чтобы те, кто с нами уже взаимодействовал, рассказывали своим друзьям и знакомым. Для этого можно внедрить систему лояльности, выдавать какие-то бонусы к своим продуктам и так далее.

Уровень конкретизации.

Это уровень самый детальный, мы например, можем разобрать систему привлечения клиентов в бизнесе и выделить отдельный элемент, такой как реклама в поисковой системе Яндекс.

Здесь мы можем прийти к выводу, что нам необходимо сделать те или иные улучшения, чтобы реклама стала более эффективной и это в конечном итоге может повлиять на нашу прибыль. Этот уровень анализа постановки целей для креативного мышления является самым детальным.

Постановку целей можно использовать по-разному.

Если у нас стоит задача решить какой-то конкретный вопрос, который мы отнесли к уровню конкретизации. То мы можем подняться выше до глобального уровня. Таким образом, мы можем найти гораздо больше перспектив.

 

Секреты эффективности мозгового штурма

 

Чтобы процесс поиска новых идей был эффективен, необходимо соблюдать несколько условий, точнее придерживается конкретных принципов. Согласно которым вы будете продумывать те или иные варианты. Это сильно помогает организовать свое креативное мышление в правильном ритме.

 

Также для разогрева можно попробовать использовать методику 5 вопросов журналиста. Выполняется она очень просто, любую нашу проблему или задачу мы прогоняем через 5 вопросов:

  • Кто
  • Где
  • Что
  • Когда
  • Почему

Техника позволяет максимально конкретизировать ситуацию и выявить те детали, которые мы изначально могли не заметить.

 

Избегать негативного мышления.

Обычно, на страже нашего разума стоит негативное мышление, первые эмоции, которые испытывает ребенок, является негативными, они позволяют уберечь от опасности, дают необходимые сигналы окружающим.

Используя негативное мышление наш разум пытается оградить нас от потерь, от того что может принести нам дискомфорт, неудобства и страдания. То есть получается что всё новое, отличное от того что у нас уже есть, на подсознательном уровне отвергается.

Поэтому нужно принимать все варианты, стараться сознательными усилиями подавить сомнения и негативные сценарии. Таким образом, можно найти гораздо больше новых идей.

Не смешивайте генерацию идей и их проверку.

Ошибкой многих является то, что они, придумав одну идею, тут же начинают давать ей оценку. Правильный подход состоит в том, что вы сначала генерируете как можно больше идей, а потом начинайте их оценивать и проверять на адекватность.

Преимуществом такого подхода является то, что вы создаете много разных идей и вариантов, а потом выбираете наиболее лучшие. А когда вы начинаете смешивать генерацию идей с ее оценкой, то вы ставите преграду для создания следующих идей.

Новые перспективы.

Всегда старайтесь взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, пытаетесь найти новую перспективу, которая может быть изначально кажется не реалистичной или нелепой.

Проверяйте допущения.

Слово: допустим, открывает дорогу новым идеям. Когда у вас есть какой-то готовый вариант, какой-то вопрос, старайтесь найти как можно больше допущений.

 

Основной метод мозгового штурма

Метод шести шляп

 

Это один из самых простых и эффективных методик мозгового штурма. Его автором является  Эдвард де Боно, есть книжка с одноимённым названием. Этот метод применяют крупные европейские и американские компании для решения сложных задач.

Он позволяет увидеть ситуацию с различных точек зрения, найти новые перспективы и увидеть альтернативные варианты решений.

Во многих случаях, бывает такая проблема, что люди слишком сфокусированный на привычных вариантах решения, тут начинает проявляться шаблонное мышление. И бывает достаточно сложно оценить те или иные идеи  с различных точек зрения.

Метод шести шляп позволяет это сделать, его проведение является обязательным, даже если вы планируете использовать другие методы мозгового штурма, Я рекомендую начать именно с него

.

В чём соль?

Перед нами шесть шляп разного цвета, каждый цвет обозначает определенный тип мышления. Одевая шляпу мы в соответствии с её цветом применяем к себе  соответствующий тип мышления.

При этом не обязательно иметь при себе эти шляпы, нужно их просто представить и одевание шляпы может быть как метафора, можно одевать воображаемую шляпу, ну в общем вы поняли.

Итак, мы разберем теперь цвета и значения каждой из шляп мышления.

Синяя шляпа.

Это командир. Когда она на вас эта шляпа, то вы ставите задачи, определяете цели, направления мозгового штурма. В общем грамотно распределяете задачи и даёте целеуказания.

Белая шляпа.

Здесь происходит сбор фактов. Одев эту шляпу, человек начинает собирать всё известное нам про проблему, которую мы будем решать. Все детали, нюансы, допущения. В общем, всю информацию, имеющуюся в нашем распоряжение. Это помогает сформировать информационное поле, дать сырьё для мышления.

Желтая шляпа.

Ее можно назвать позитивом или оптимизмом. Она озаряет всех позитивными ожиданиями. Человек носящий такую шляпу видит только светлые стороны, он воспринимает всё оптимистично. И его задачей является найти все положительные стороны того или иного решения, оценить идею и проблему с позитивной точки зрения. В общем, найти всё хорошее, что можно найти.

Черная шляпа.

Ну, она противоположность жёлтой. Как свет и тьма. Здесь нужно отыскать все негативные стороны и варианты. Поставить себе задачу рассказать, почему у нас может не получиться, в чём подвох. В чём отрицательные стороны этого или другого решения. Нужно увидеть всё в самом черном не благожелательном и негативном свете. Это глубокий пессимизм.

Зелёная шляпа.

Пожалуй, она самая интересная, здесь мы будем стараться пробудить в нас наши творческие возможности. Мы будем записывать все идеи, которые нам приходят в голову. На первый взгляд это может показаться достаточно сложной задачей. Но нужно просто освободиться от проблематики, войти в режим, когда вы позволяете в себе придумывать всякие идеи, искать какие-то необычные варианты.

Подробнее про это можно прочесть статье: Что такое креативность.

Красная шляпа.

Она самая загадочная. Надев её,  человек начинает обращаться к своей интуиции, к внутреннему прозрению. Здесь нужно заглушить свои мысли и сфокусировать свое внимание на ощущениях, на том что вам может подсказать шестое чувство, при этом обращать внимание на то какие образы или мысли могут при этом появляться.

Теперь вы знаете, что обозначает каждый цвет шести шляп. Этого достаточно интересный способ мозгового штурма, он позволяет действительно под разными ракурсами оценить нашу задачу. Что очень помогает в самых разных ситуациях.

Если он проводится в группе, то нужно чтобы кто-то надел синюю шляпу и распределил роли. При этом нужно давать человеку шляпу   противоположную его характеру и образу мышления. Например, если у вас в команде оптимист, то дать ему шляпу пессимизма,  такой  подход позволит достичь большей продуктивности.

 

Как повысить эффективность?

Достаточно просто. Можно применить этот простой прием. Я его называю сменой перспектив. То есть, например, вы размышляете о какой-то конкретной задачи, вы провели мозговой штурм, записали какие-то варианты или идеи.

Но теперь вы можете сделать всё тоже самое, пройти весь этот путь мышления, но применительно к совершенно другой идеи.

При этом новая проблема должна сильно отличаться от предыдущей. Ну если вы там обсуждали то как увеличить продажи в бизнесе, то следующей вашей проблемой может стать проблематика теории струн из квантовой механики.

 

Вполне себе неплохая комбинация. Здесь получается интересный фокус нашего разума, когда вы будете работать над новой проблемой, то появляется высокая вероятность того, что вы получите прозрение касательно проблемы первой. Это просто удивительно.  Таким образом можно не застревать на чём-то одном, а проявлять гибкость в обсуждениях и тем самым разгружать свой разум и действительно находить ответы.

Что еще важно?

Вообще после любого напряженного размышления, обязательно нужно отвлекаться. Здесь даже смысл не в том чтобы дать отдохнуть своим мозгам, а в том, чтобы выйти на творческий уровень. Чтобы мозг переварил информацию и выдал идею.

Но все же слышали, что Менделеев увидел свою таблицу во сне. То есть он нашел ответ не тогда, когда об этом сильно думал, а значительно позже, когда совершенно абсолютно не раздумывал ни о чём.

Здесь просто проявляется особенность работы нашего разума, получив много информации, он проводит её консолидацию, и поэтому если мы усиленно о чём-то размышляли, то ответ  можем найти значительно позже.

Поэтому если вы провели мозговой штурм, то обязательно отвлекитесь. Посмотрите какой-то интересный фильм, какой-то интересную картинку или почитайте какой-то материал на совсем другую тему. Это сильно упростит ваши задачи.

Если вы работаете над решением в команде, то необходимо выделить для этого отдельную комнату, раздать всем какие-то листки бумаги, на которых будет записываться идеи. Но это собственно такой организационный момент. Потом, например, на следующий день можно собраться и оценить заново идеи которые вы сумели найти.

Метод аналогий.

Это дополнительная методика для разработки своего креативного мышления. Она конечно напрямую не связана с мозговым штурмом, но может вполне применяться. Она позволяет отойти от стереотипов, убрать преграды  со стороны шаблонного мышления. В общем подходит для разминки и для того чтобы активизировать свое творческое мышление.

Делается просто, вашей проблеме побирается какая-то необычная аналогия, она может какая-то быть символическая, это может быть какой-то фрукт, персонаж какого мультфильма.

 

Можно, например представить как какой-нибудь сказочный персонаж стал бы разбираться с вашей проблемой. Например если бы с вами был Гарри Поттер как бы он поступил. Аналогия позволяет найти какие-то альтернативные гипотезы, некоторые из них могут быть достаточно состоятельными.

 

бокал