Аккультурация. Определение. Стратегии. Методы. Модели

Аккультурация относится к процессу адаптации к новой культурной среде. Это культурный феномен, который возникает, когда люди из разных культур взаимодействуют и участвуют в социальной и культурной деятельности.

Аккультурация, согласно Сайегу и Ласри (1993), — это процесс культурных изменений, который происходит, когда две различные культурные группы взаимодействуют друг с другом.

Термин «аккультурация» происходит от латинских слов «ad», означающих «до» или «вокруг», и cultura — «культурный», означающий «образование» или «развитие».

Аккультурация предполагает обмен культурными характеристиками, которые возникают в результате взаимодействия между двумя отдельными, автономными культурными системами.

Это взаимодействие является результатом прямой культурной передачи, вызванной вторгшейся культурой, а также внутренней адаптации, которая следует за принятием чужеродных черт или образцов.

Процесс аккультурации часто является сложным для отдельных людей, поскольку они пытаются ориентироваться в незнакомых культурных нормах и практиках.

Существуют различные подходы к процессу аккультурации, которые включают:

  • Замещение — это процесс, при котором своя культура забывается или исчезает полностью, а другая культура принимается полностью;
  • Адаптация — это процесс, при котором своя культура значительно изменяется, принимая новые традиции и ценности;
  • Отторжение — это процесс, при котором своя культура остается доминирующей, а другая культура не принимается;
  • Сепарация — это процесс, при котором принимается только частично другая культура, но при этом сохраняются свои культурные ценности;
  • Маргинализация — это процесс, при котором происходит не только отторжение чужой культуры, но и потеря своей культуры.

Стратегии аккультурации

Это методы и подходы, которые люди используют для адаптации к новой культурной среде. Эти стратегии могут варьироваться от ассимиляции, когда индивид полностью перенимает ценности и практики доминирующей культуры, до отделения, когда индивид сохраняет свои собственные культурные практики и не взаимодействует с новой культурой.

Другие стратегии включают интеграцию, когда индивид адаптируется к новой культуре, сохраняя при этом аспекты своей собственной культуры, и маргинализацию, когда индивид не в состоянии адаптироваться к новой культуре и становится изолированным.

Методы

Методы процесса аккультурации включают овладение языком, социализацию и межкультурную коммуникацию.

Овладение языком имеет решающее значение, поскольку оно позволяет людям в полной мере общаться и понимать новую культурную среду. Социализация относится к процессу усвоения культурных норм и ценностей посредством социального взаимодействия с членами новой культурной среды.

Межкультурная коммуникация предполагает обмен информацией и взаимопонимание между людьми из разных культурных слоев.

Модели

Модели аккультурации, такие как модель Берри, обеспечивают основу для понимания процесса аккультурации.

Модель Берри состоит из четырех этапов:

  • интеграция
  • ассимиляция
  • отделение и маргинализация.

Модель предполагает, что индивиды могут перемещаться между этими этапами по мере адаптации к новой культурной среде.

Первоначальная модель аккультурации, описывающая культурные изменения, происходящие у людей из меньшинств, была предложена Гордоном (Gordon 1964).

В этой модели люди меньшинств отказываются от своих культурных взглядов, обрядов, поведенческих моделей, традиций и ценностей в пользу доминирующей культуры (Garcia and Lega, 1979). Этот процесс называется однонаправленной теорией аккультурации.

Двунаправленная модель аккультурации

Возникла в результате критики однонаправленных моделей Шапочника, Куртинеса и Фернандеса (Szapocznik, Kurtines, and Fernandez 1980) и Шапочника и Куртинеса (Szapocznik and Kurtines 1993).

Эти модели рассматривают аккультурацию в контексте поведения и ценностей индивидуумов и их идентификации как с этнической, так и доминирующей культурой.

В отличие от однонаправленной модели, эти модели признают, что этническое меньшинство и доминирующая культурная идентичность не обязательно соответствуют друг другу. Они могут быть независимыми и ортогональными друг другу (Zak, 1973, 1976; Der-Karabetian, 1980).

История происхождения

Историю термина «аккультурация» можно проследить до конца 19 века, когда антропологи использовали его для описания изменений, которые происходят при соприкосновении двух культур.

Аккультурация стала важной областью изучения в середине 20 века, когда исследователи стремились понять проблемы и преимущества культурного разнообразия.

В последние годы аккультурация становится все более актуальной темой, поскольку глобальная миграция и глобализация привели к увеличению культурного разнообразия. Исследования в области аккультурации помогли разработать политику и программы, которые поддерживают отдельных людей и сообщества в адаптации к новой культурной среде.

Заключение и выводы по статье

что аккультурация — это сложный и непрерывный процесс, с которым люди сталкиваются при адаптации к новой культурной среде.

Стратегии, методы и модели аккультурации дают представление об этом процессе и определяют политику и программы, которые помогают отдельным лицам и сообществам ориентироваться в культурном разнообразии.

По мере того, как мир становится все более взаимосвязанным, понимание процесса аккультурации и поддержка отдельных лиц и сообществ в ходе этого процесса будут приобретать все большее значение.