Совсем недавно обнаружил, что я часто использую пирамиду Маслоу, объясняя те или иные вещи, ситуации и поступки. Но что я знаю об этом? Помню что то из школьной программы на которую наслоилось моё личное понимание.
В этой статье решил сделать полный ликбез в тему, к тому же маркетологи часто используют пирамиду Маслоу в своих целях, а я как никак один из них.
Прочитав статью Вы узнаете суть пирамиды, как она описывает общество, её роль в жизни, маркетинге и бизнесе, а также мои выводы и рекомендации.
Итак, начем.
Как понимать пирамиду Маслоу. Уровни и суть.
В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу рассказал о пирамиде развития личности, она состояла из пяти уровней. Он открыл, что все потребности человека носят врожденный характер и их можно разделить на уровни.
Пирамида Маслоу — это схематическое изображение всех базовых человеческих потребностей. От самых примитивных и насущных до возвышенных, духовных. Также это этапы развития личности, рост идет от нижних уровней к верхним.
Вот так она схематически изображается (сам нарисовал):
Еще её рисуют вот так:
Однако наука на месте не стоит, в результате исследований и теорий, были придуманы дополнительные уровни, которых не было у Маслоу.
Добавились познавательные способности и эстетические потребности.
Вот более современный вариант:
В принципе то же самое, только на верху теперь больше потребностей, попробуйте теперь у себя найти высшие потребности и понять как они реализуются в вашей жизни.
Сам Маслоу никаких пирамид не рисовал, это визуально представление его идей, которые сделали другие исследователи.
Закономерности пирамиды Маслоу
Последовательность.
По мнению Маслоу, потребности более низкого уровня должны быть полностью удовлетворены, прежде чем станет действующей потребность более высокого уровня.
Как понимаю я.
Если человек не может удовлетворить свои базовые физиологические потребности, то есть банально забить свой холодильник продуктами, оплатить коммуналку, наладить свою жизнь и т.д.
То его мало будут интересовать какие-то более возвышенные вещи, по типу тех: как найти смысл жизни, как себя реализовать и т.д. Он будет мало задумываться о культурных проблемах либо о духовном развитии.
Естественно из этого есть исключения.
Например те люди, которые всю жизнь посвятили аскетизму, ушли жить в лес и занимаются исключительно духовным развитием, игнорируя проблемы связанные с заработком денег или удовлетворением физиологических потребностей.
Есть много историй про отшельников, у которых высшие потребности доминируют а низшие игнорируются полностью.
Другая закономерность, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого уровня.
Но!
Как говорил сам Маслоу, бывают исключения.
Есть люди для которых например, потребности в самоактуализации важнее чем другие. Также есть индивидуумы, которые застревают на базовых потребностях и не стремятся выше по пирамиде.
Уточнение. Цитата из трудов Маслов, для лучшего понимания.
«Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи? А происходит вот что — у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода.
Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически».
Объяснение уровней Пирамиды Маслоу. Все ступени (5 и 7).
Каждый уровень обладает своим значение для человека, от нижнего отказаться невозможно, а от верхнего вполне. То есть без пищи долго не проживешь, а вот без самоактуализации да сколько угодно.
И более того когда есть угроза нижним уровням, то более верхние недоступны, бесполезно голодному рассказывать о театре и духовном росте.
Пирамиду активно эксплуатируют в рекламе.
Идея в том, что если нацелиться на базовые потребности, то люди лучше реагируют на бренды и в целом на рекламу.
То есть в этом случае маркетологи переставляют людей как примитивное стадо, которое в основном живет на базовых уровнях пирамиды.
Физиологические потребности
Начну с самого нижнего уровня. Наше тело запрограммировано природой на удовлетворение потребности в еде, утолении жажды, сне, половом влечении. Это основные инстинкты: выживание и размножение.
Природа учит выживать, много разных инстинктов настроено на обеспечение базовых потребностей. Здесь же и половое влечение.
Уточнение.
«На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня.
Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды»
Вторая ступень — потребность в безопасности
Также вшито в наше ДНК. Жизненные задачи на этому уровне незамысловаты: поесть, размножаться, не быть съеденным. Они помогают человечеству выжить.
Поэтому потребность в безопасности ещё называют физиологической реакцией «бей или беги». Она включается в ситуациях стресса.
Третья ступень — потребность в любви и принадлежности
Принадлежность к определенной группе помогает выживать, в древности выжить в одиночку была невозможно, поэтому все объединялись в группы, племена и т.д.
Четвёртая и пятая — потребность в уважении и в познании.
Настолько взаимосвязаны, что идут в комплекте. Например, у изобретателей и учёных потребность в познании намного сильнее, чем в признании.
Шестая ступень — эстетические потребности.
Это музеи, выставки, музыка, танцы, увлечения. Всё, что приносит наслаждение и развивает интеллект.
Седьмая ступень — самаактуализация.
Желание раскрыть свой потенциал. Тут тоже не всё однозначно.
По логике реализовать эту потребность нужно в последнюю очередь. Но монахи, например, добиваются реализации духовного потенциала за счёт усмирения остальных потребностей.
Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать:
«Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть верны своей природе» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).
Это означает найти свое призвание, раскрыть свой потенциал, при этом у каждого человека будет свой путь к самоактуализации.
Роль пирамиды Маслоу в жизни
Пирамиду потребностей Маслоу чаще упоминают в связи с торговлей, а не психологией. Её используют маркетологи, рекламисты и торговцы. Проще всего продать если «бить» по базовым потребностям.
Такой подход используют бренды.
Например, Harley-Davidson. Это не просто бренд мотоцикла, это прежде всего символ принадлежности к определенной группе людей.
Еще примеры:
Если присмотритесь к рекламе, то в рекламе часто обращаются к базовым уровням, выделись среди других, будь достоин и т.д. Получается что базовые потребности понятные для большинства людей.
Как работает в жизни
В жизни то же получается так, например если я не могу полноценно удовлетворить свои базовые потребности (заработать в нужном количестве денег), то вопрос самоактуализации меня будет волновать в меньшей степени.
Конечно еще многое будет зависит от воспитания и окружения. Но в целом верно, я буду активно интересоваться высокими материями, когда у меня будут закрыты более низкие потребности.
Общество и поведение людей можно анализировать через уровню пирамиды Маслоу, но не стоит забывать, что у каждого свой путь.
Есть примеры, когда люди во имя великой идеи, забывали про свои базовые потребности и были готовы отдать свою жизнь, игнорировали жажду и голод.
Поэтому пирамида может правильно судить о базовых ситуациях, которые могут быть статистически верны в большинстве случаев при стандартных условиях жизни.
P.S. О самом важном
Современные представления о Пирамиде Маслоу зачастую расходятся с тем смыслом который вкладывал в неё основатель.
Компании пытаются всё это использовать в своих интересах, чтобы больше заработать денег манипулируя на людских потребностях.
На самом деле все эти исследования сильно упрощают жизнь. Человек может развиваться на всех уровнях одновременно.
И это еще зависит от периода жизни.
Возьмите например людей, которые учатся, для них самым главным будут верхнем уровни пирамиды, а более низких будут второстепенными.
К тому же человек может вполне переключаться от одного уровня к другому. На работе он может зарабатывать себе на жизнь и думать о физиологических потребностях нижнего уровня. Дома он может заниматься семьей и саморазвитием и уже находиться на более высоких уровнях пирамиды.
В отношениях люди могут заниматься сексом, находясь при этом на нижнем уровне потребностей. Но также они могут любить друг друга, жертвовать собой ради тех кого любят и так далее.
Всё это может происходить одновременно с одними и теми же людьми. Просто один уровень переключается на другой.
Маслоу разработал иерархию потребностей, где высшие нужды возникают только после удовлетворения более низких. Маркетологи используют её при продвижении товаров, а психологи — при работе с клиентами.
Маслоу разработал теорию о порядке удовлетворения потребностей человека, начиная от базовых физиологических потребностей до высших потребностей самореализации. В маркетинге и продажах важно понимать, какие потребности клиента удовлетворены, чтобы предложить соответствующее решение. В психологии эта теория помогает понять мотивацию человека и создавать условия для его развития и самореализации.
Увлекательное чтение о том, как применять теорию Маслоу в бизнесе. Захватывающе объяснено, как рассчитывать потребности клиентов и достигать успеха в маркетинге и продажах.
Статья раскрывает важность использования Пирамиды Маслоу в различных сферах, включая маркетинг и продажи. Ее применение в психологии позволяет лучше понимать потребности и мотивации людей. Очень интересно и полезно!
Маслоу разделил потребности на 5 уровней, начиная с базовых (физиологических) и заканчивая самореализацией. Эта модель помогает понять, какие потребности могут привлечь клиентов и как на них воздействовать.
Интересно узнать, как Пирамида Маслоу влияет на эффективность маркетинговых стратегий и психологию потребителей.
Обсуждение применения пирамиды Маслоу в различных областях, включая маркетинг, продажи и психологию, очень интересно и полезно.
Интересно узнать, как можно использовать Пирамиду Маслоу в различных сферах — от маркетинга до психологии.