Чтобы получить конкурентное преимущество, необходимо проанализировать все аспекты организации, при этом необходим системный подход с использованием двух взаимосвязанных методов:

  1. цепочки создания стоимости
  2. системы создания стоимости.

Каждая организация состоит из действий, которые взаимосвязаны для консолидации стоимости компании:

  • поставки
  • производство
  • распределение
  • маркетинг ее товаров и услуг.

Все эти действия вместе образуют цепочку создания стоимости организации.

Когда организации поставляют, распределяют, покупают друг у друга или конкурируют друг с другом, они образуют большую группу создания ценности — систему ценностей.

Цепочка создания стоимости.

Цепочка создания стоимости связывает деятельность компании с ее основными функциональными частями и пытается оценить вклад, который каждая сторона вносит в общую добавленную стоимость (маржа = разница между общей стоимостью и затратами, вызванными осуществлением деятельности, приносящей ценность) организации.

Цепочка создания стоимости связана с именем Майкла Портера, первым предложившего его применение в стратегическом анализе.

В этом контексте Портер предлагает провести анализ добавленной стоимости каждого компонента компании и, соответственно, того вклада, который она приносит в конкурентное преимущество, от которого выигрывает вся организация.

В сообществе с несколькими сферами деятельности анализ должен выполняться на уровне группы продуктов.

Компания подразделяется:
на основные виды производственной деятельности и вспомогательные виды деятельности, которые создают общие рамки, необходимые для работы компании, но не могут быть напрямую связаны с какой-либо из отдельных частей.

Затем мы рассмотрим, как каждая сторона может внести свой вклад в создание ценности в компании и чем отличаются от конкурентов в этой области.

Основными направлениями деятельности компании являются:

Внутренняя логистика операций.
Эксплуатация
Внешняя логистика операций
Маркетинг и продажи
Услуги

Каждое из вышеперечисленных действий будет увеличивать ценность.

А это означает, что компания может выполнять каждое действие лучше или хуже своих конкурентов.

В результате различные категории деятельности могут стать областями конкурентного преимущества для организации.

Вспомогательные виды деятельности:

 

Снабжение
Технологическое развитие
Управление людскими ресурсами
Инфраструктура фирмы

 

Все эти вспомогательные виды деятельности, как и основные, являются генераторами стоимости, но не допускают прямой связи с определенным подразделением компании.

Чтобы создать устойчивое конкурентное преимущество.

Необходимо детально проанализировать все сферы, создающие потенциальную ценность, даже если точная оценка невозможна.

Например, как правильно определить добавленную стоимость, создаваемую деятельностью по снабжению, расходами на заработную плату или путем переговоров о снижении цен?

Система ценностей. Цепочка создания стоимости для клиента.

Интеграция в цепочку создания стоимости и координация дополнительных компетенций.

В дополнение к анализу собственной цепочки создания стоимости фирмы, необходимо провести еще один дополнительный анализ, поскольку организации являются частью более широкой системы создания стоимости, которая включает в себя цепочки создания стоимости поставщиков, дистрибьюторов и клиентов, известные как система ценностей.

Как правило, компании используют другие компании для выполнения части своей деятельности: реклама, электроснабжение, дизайн упаковки, управленческий консалтинг и так далее.

Аналогичным образом, многие организации не распространяют свои продукты и услуги напрямую среди конечных потребителей, прибегая к другим организациям, таким как: туристические агентства, оптовики, магазины розничной торговли.

Конкуренты могут использовать одну и ту же или другую систему ценностей:

некоторые поставщики и дистрибьюторы будут лучше других, поскольку они будут предлагать более низкие цены, более быстрые услуги, более надежные продукты и т. д.

Реальным конкурентным преимуществом может стать сотрудничество с лучшими поставщиками и дистрибьюторами, использование новых систем дистрибуции или установление новых отношений с поставщиком.

В результате:

Анализ ресурсов должен быть расширен за пределы фактической организации.

То есть анализ системы ценностей имеет стратегическое значение. Ключевые факторы успеха также могут быть полезны в этом анализе.

Если эти факторы были правильно оценены, они послужат основой для анализа добавленной стоимости, потому что весьма вероятно, что ключевыми факторами успеха являются те факторы, которые повышают ценность продукта или услуги.

Анализ цепочки создания стоимости и системы предоставит информацию о добавленной стоимости компанией.

Если у компании есть несколько продуктов, некоторые товары или услуги могут быть общими (например, сырье или общий дистрибьютор). Такие общие статьи могут быть связаны, чтобы дать конкурентное преимущество.

Эти типы возможных связей могут быть важны для стратегического развития, поскольку они часто уникальны, специфичны для отдельной компании.

В результате эти предпосылки могут предложить конкурентные преимущества по сравнению с конкурентами, которые не могут иметь такие ссылки или не могут развивать их достаточно быстро.

В большинстве случаев конкуренты могут подражать отдельным движениям компании.

Но особые и, возможно, уникальные связи, которые существуют между элементами цепочки и системами ценностей организации, гораздо труднее имитировать, поэтому они могут обеспечить длительные конкурентные преимущества. [wn_grid id=»14597″]

бокал