Что такое сетевой маркетинг

Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM)  — это стратегия (модель продаж и сбыта) реализации товаров и услуг через частных лиц, которые работают как независимые дистрибьюторы (сбытовые агенты) и каждый из них, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права.

Таким образом для сбыта продуктов компании создается сеть дистрибьюторов.

Как правило, доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж привлеченных агентов.

Сетевой маркетинг появился в США в 1940-х годах и используется такими известными брендами, как Avon и Tupperware.Продавцы продавали товары в основном своей семье и друзьям.

Но сегодня эта модель получила развитие и максимальное распространение благодаря появлению цифрового маркетинга.

Сетевой маркетинг упрощает многие процессы компании, например логистику или распространение, а также экономит на рекламе и расходах на персонал. В целом он снижает себестоимость конечного продукта, что позволяет получать больше прибыли.

Мировой сетевой бизнес оценивается приблизительно в 150—200 млрд долл. Крупнейшие корпорации имеют оборот от 5 до 9 млрд долл. в год.

В ряде стран — например, в Южной Корее, КНР и США — существуют законодательные ограничения на деятельность компаний сетевого маркетинга.

Краткая история сетевого маркетинга
История сетевого маркетинга ведёт своё начало с 1945 года, когда американские предприниматели Lee S. Mytinger и William S. Casselberry стали национальными дистрибьюторами компании «Nutrilite Products», положив в основу своей деятельности принципы сетевого маркетинга, получившие в дальнейшем широкое распространение. В конце 1950-х в США были созданы две компании, которые к настоящему времени стали наиболее мощными представителями этого сектора экономики, — Shaklee и Amway (последняя была создана Ричем ДеВосом и Джеем Ван Энделом в 1959 году под названием «American Way Corporation»). Расцвет отрасли пришёлся на 1980-е — 1990-е годы. К середине 1990-х годов сетевые компании предлагали потребителям какие угодно товары и услуги — от косметики, белья и предметов искусства до автомобильных шин, электробытовых приборов, компьютеров и услуг междугородной телефонной связи.

Сетевой маркетинг и пирамиды

Некоторые думают, что маркетинг пирамиды и сетевой маркетинг — это одно и то же, но на самом это не так. Сетевой маркетинг — это законная практика, и его не следует путать с печально известными «схемами пирамид».

В пирамидах нет продаж, там просто привлекаются новые участники с них берутся взносы, за счет этих взносов формируется прибыль и выплаты предыдущим участникам, так происходит до тех пор пока пирамида не обвалится.

В сетевом идет реализация продуктов, есть реальная прибыль от продаж, поэтому кампании сетевого маркетинга существуют десятилетиями и у них нет проблем с законом.

Плюсы и минусы сетевого маркетинга

Плюсы сетевого маркетинга

  • Для компаний сетевой маркетинг — это  способ сделать размещение продукта на рынке за счет создания сети продаж, которая реализует своими силами локализованные стратегии для продажи большего количества продуктов.
  • Благодаря появлению и развития интернета, сетевой маркетинг расширил свой потенциальный охват, можно находить людей используя средства интернет рекламы.
  • Для продавцов сетевой маркетинг может быть очень привлекательным способом увеличения их дохода.

Минусы сетевого маркетинга

  • Сетевой маркетинг иногда ассоциировался со схемами пирамид, также и способ продаж, также вызывает нарекания, у некоторых людей есть негативные ассоциации.
  • Отдавая продвижение продукта в руки отдельных продавцов, бренд неизбежно теряет контроль над своим стратегиями продаж.
  • Существует определенный уровень насыщения рынка, который может затруднить продажи, особенно когда сеть продавцов начинает расти.
  • Наконец, сетевой маркетинг иногда воспринимается как устаревшая модель.

Ключи к успешному сетевому маркетингу

В сетевом маркетинге продавцы являются представителями бренда, и результаты зависят от их усилий. Следовательно, они должны быть хорошо обучены и руководствоваться, чтобы хорошо выполнять свою работу.

Вот четыре ключа к успеху в сетевом маркетинге:

Планирование

Как и в случае с любым другим видом маркетинга, в сетевом маркетинге у вас должен быть план и тщательно продуманы действия, которые необходимо предпринять.

Первый шаг — всегда убедиться, что продавец действительно отождествляет себя с брендом и хорошо его знает. Тренинги помогут ему/ей разработать план продаж, объяснить преимущества каждого типа продукта, открыть и управлять каналами социальных сетей и т. д.

Создание системы сбыта и личных связей

Одно из величайших преимуществ сетевого маркетинга — личные личные отношения между продавцом и покупателями, которые очеловечивают бренд и создают узнаваемость.

Постарайтесь сохранить эту настройку при переходе на цифровые стратегии, чтобы клиенты получали персональные рекомендации, покупали наиболее подходящие для них продукты и имели прямой контакт с продавцом.

Вот где могут пригодиться стратегии электронного маркетинга. 

Торговые представители могут разделить свою базу контактов на разные профили в соответствии с типом продуктов, которые наиболее интересны каждой группе, а затем отправлять сообщения с учетом их интересов. Также полезна установка видеоконференцсвязи с клиентами и товарищами по команде.

Персональный брендинг

В сетевом маркетинге торговый представитель — это не просто агент бренда, а частное лицо. Идентификация между брендом и продавцом очень важна.

Чтобы добиться успеха в качестве продавца, важно развивать личный бренд. В идеале цифровое продвижение должно осуществляться через ряд каналов, помимо личного профиля пользователя. Коммуникации должны включать изображение торгового представителя и брендинг компании.

Цифровые СМИ

Наконец, продавец по сетевому маркетингу должен обладать некоторыми знаниями в области цифрового маркетинга, чтобы в полной мере использовать его рекламный потенциал. Вот самые полезные каналы для начала:

  • Электронный маркетинг : с самого начала продавец может собирать электронные письма от клиентов и заинтересованных сторон для создания базы данных, чтобы информировать людей обо всех новостях бренда.
  • Блог : блог на тему, связанную с брендом, может быть отличным ресурсом для укрепления личного бренда торгового представителя, демонстрируя знание отрасли. Созданный контент будет служить для привлечения клиентов и ответов на их вопросы на разных этапах воронки конверсии.
  • Социальные сети : правильный выбор социальной сети в соответствии с целевой аудиторией бренда поможет обеспечить действительно эффективное присутствие в Интернете.

 

3 примера успешного сетевого маркетинга

1. Эйвон

Avon, пожалуй, самая известная компания сетевого маркетинга в мире, которая всегда была в авангарде прямых продаж. Он продает товары, связанные с красотой и косметикой, и имеет представительства более чем в 50 странах.

Самым впечатляющим в этом деле является то, что компания Avon была основана в конце 19 века, поэтому ее история насчитывает 130 лет. Avon смог адаптироваться к времени и на протяжении всей своей истории проводил новаторские кампании в таких областях, как женский спорт.

2. Амвей

Amway — еще один отличный справочник по сетевому маркетингу. Он был основан в 1959 году как семейный бизнес и занимается сферой красоты, здоровья и ухода за домом.

Сегодня Amway присутствует более чем в 100 странах и насчитывает около 20 000 дистрибьюторов. Латинская Америка — один из регионов с наибольшим присутствием этого бренда.

3. Мэри Кей

Эта американская косметическая компания была основана в 1963 году женщиной по имени Мэри Кей Эш. С тех пор компания Mary Kay Cosmetics Inc. расширилась в более чем 35 стран от Китая до Мексики и Великобритании.

Компания нанимает независимых дистрибьюторов, которых они называют «консультантами по красоте», чтобы продавать Mary Kay в своих общинах. Хотя эта компания построила свой бизнес на том, чтобы ходить от двери к двери и продавать товары, в настоящее время ей удалось продолжить свой рост.

бокал