С точки зрения маркетинга под брендом понимается информация не только о продукте или услуге, но и о компании в целом. Она включает в себя как неосязаемые категории типа образа и репутации магазина, так и вполне реальные — логотип, фирменную символику и др.
Попробуем разобраться в том, как создать из магазина бренд в трех случаях: при открытии магазина с нуля, когда магазин уже существует некоторое время, а также если магазин начал работу по типу франчайзинга.
Начинаем с нуля
При открытии магазина следует учитывать, что, даже если в нем представлены различные торговые марки, все равно стоит делать бренд из себя самого.
Есть статья о продвижении личного бренда.
Начать продвижение можно и с рекламы конкретных товаров или услуг, аккуратно напоминая, что это не просто магазин, а находящийся на конкретной улице, имеющий конкретное название, продающий то или иное, это — нечто большее.
Для покупателя первое знакомство с брендом происходит на визуальном уровне, благодаря логотипу и названию магазина.
После длительной и регулярной демонстрации такой образ перестает быть чем-то второстепенным, а, наоборот, становится основным. Но еще до этого стоит продумать основные шаги по созданию бренда.
Во-первых, определяем стратегию.
Именно на данном этапе нужно понять, каким должен стать бренд магазина в плане осведомленности покупателями, их знаний, отношения к продукции, уровня лояльности.
Здесь стоит учитывать важный момент:
если продуктовый портфель будет состоять из торговых марок определенной направленности, то стратегия бренда всего магазина в целом не должна сильно отличаться от его частей.
Так, например, странно позиционировать магазин как элитный, если в нем предлагается одежда не «от кутюр», а повседневная.
Во-вторых, планируем.
Когда речь идет о ребрендинге, как правило, есть понимание того, что это должно уложиться в определенные сроки. Если же магазин только открылся, то кажется, что планов может и не быть, как-нибудь само получится. Это неверный подход.
Можно и нужно учитывать, что, как бы ни происходило формирование бренда, оно, безусловно, зависит не только от того, кто этим занимается, но и от целевой аудитории.
Можно даже не прописывать четкие даты, однако план действий в целом должен быть. Кроме того, достаточно хорошо расписываются первые шаги по созданию бренда, как-то: конкретные атрибуты в виде логотипа, персонажа и т. п.
Впрочем, прежде чем совершать конкретные шаги, нужно еще продумать состав команды и проанализировать аналогичный рыночный сегмент в целом и конкурентов в частности.
Под командой нужно понимать (часто этот момент упускают) прежде всего продавцов в магазине и других работников, которые являются лицом бренда не менее, чем фирменный стиль.
В первую очередь именно до персонала нужно будет донести, где он работает и какие корпоративные ценности поддерживает.
Вторая составляющая команды — привлеченные специалисты. Однако не стоит забывать, что основной частью будет маркетолог или заместитель директора, который возьмет на себя главную функцию по внедрению ценностей бренда в коллектив.
Самое время заняться деталями.
Пожалуй, стоит отметить, что все это в идеале должно быть продумано еще до открытия магазина или даже юридического лица.
Однако в реалиях, когда нужно одновременно учесть множество факторов, а время на открытие — это согласование с различными государственными структурами, часто понятие бренда либо забывается вообще, либо откладывается на потом до лучших времен.
«Пока побудем просто магазином косметики, а дальше — как получится», — говорит руководство, а потом, по прошествии времени, начинает жаловаться, что продаж нет и «мы такие, как все». К тому моменту, когда магазин уже есть, а бренда нет, мы вернемся чуть позже, а пока продолжим.
Конкретное формирование сущности бренда и стратегия управления — те этапы, которые нужно пройти сейчас.
Уже детально описать миссию, ценности, конкурентные преимущества не просто для себя, а так, чтобы это можно было бы использовать в продвижении. На этом этапе частая проблема — порядок создания логотипа/фирменного знака и бренд-бука.
Бренд-бук — это разработка правил создания маркетинговых материалов и описание процедур по управлению брендом.
Бренд-бук — это общее, а логотип — частное.
В каждом подходе (двигаться от общего к частному или наоборот) есть свои преимущества и недостатки. Однако лучше это все-таки делать одновременно.
Дело в том, что на данном этапе, особенно если не ведется активная рекламная кампания, люди только начинают замечать магазин «вон в той стороне улицы», не обращая внимания на детали типа цвета шрифта на ценнике и т. п.
Поэтому если сформировать основы, то детали можно позволить себе заменить в ближайшее время, пока тебя еще никто не запомнил.
Однако визуальное воплощение — это только часть бренд-бука.
Не стоит забывать, что такой документ — это сборник стратегических идей, корпоративных стандартов и правил: как представлять магазин, себя, продукт, как продавать и т. п. Все работники должны понимать и принимать миссию компании, а также правильно позиционировать компанию и товары.
Третий этап — это проведение рекламной кампании: составление медиаплана, подготовка рекламных материалов, запуск.
И самое последнее — это анализ.
Иногда и много отрицательных отзывов будут только плюсом для репутации бренда (на этом, кстати, часто играют многие торговые марки), а иногда высказывание всего лишь одного приведет к перечеркиванию всей деятельности (особенно учитывая скорость распространения информации в сети Интернет).
Основными критериями успешности являются узнаваемость бренда, восприятие покупателями так, как это было изначально задумано компанией, а также прибыль.
Примерно в этот момент у многих читателей возникает закономерный вопрос: а стоит ли тратить время на все это, если можно просто рекламировать товар и жить счастливо?
Все зависит от нескольких аспектов, среди которых специализация магазина и наличие конкурентов как в этом же районе, так и в целом по городу.
Да-да, в любом случае все перечисленные выше вопросы владельцу магазина придется задать самому себе. Просто их можно воспринимать в совокупности как общее мероприятие по созданию бренда, а можно отдельно — в связи с вопросом «А нужно ли бренд делать сейчас?».
Если никто кроме вас не продает элитные часы, то магазин запомнится и так. Могут быть совершены даже некоторые некритичные ошибки.
А вот если вы представляете очередной супермаркет без определенной торговой политики (которая выльется как в рекламный слоган в частности, так и в продуктовый портфель в глобальном смысле), то без бренда иногда не стоит даже и начинать.
Когда магазин уже есть
Как уже было отмечено выше, часто получается, что магазин открылся как есть, а дальше, на каком-то этапе его развития,
возникает желание сделать из него бренд.
Иногда это бывает даже разумнее, так как в первый год работы более-менее определяется ассортимент, наиболее активно изучаются потребности целевой аудитории, и постепенно магазин приходит к тому, чем он хочет быть и казаться.
Так, например, изначально планируемый компьютерный магазин может понять, что необходимо добавить в продуктовый портфель еще и бытовую технику или наоборот.
Поэтапное планирование и изучение до открытия магазина важны и необходимы, но не всегда отражают реальность, особенно в сложных экономических ситуациях.
В таком случае все этапы — от определения миссии в целом до конкретной рекламной кампании в частности — будут теми же, что и при создании бренда магазина с нуля.
Но на второй стадии — планирования — стоит учесть еще один немаловажный момент: анализ текущего состояния бренда. Да-да, все дело в том, что бренд есть, даже если вы его не знаете и никогда не создавали.
Потому что, как бы маркетологи красиво ни описывали процессы создания бренда, сколько бы методов управления общественным мнением ни было, бренд — это прежде всего мнение покупателей.
Это то, что они думают о вас, а не то, что владелец хотел бы, чтобы о магазине думали. Точнее, в случае правильных действий эти два фактора, как правило, совпадают. А вот при отсутствии придется учитывать знание и отношение, уровень лояльности к магазину — то, что уже сложилось.
Результатом такого анализа будет являться соответствие текущего состояния бренда желаемому, план корректировок, а дальше все этапы пойдут своим чередом, как и в первом рассмотренном нами случае.
НАЧАЛО РАБОТЫ ПОД ФРАНШИЗОЙ…
Когда магазин начинает свою работу по типу франчайзинга — это значит, что у него уже есть и бренд-бук, и миссия, и все уже сформировано за владельца.
Хорошо ли это?
Само понятие франчайзинга имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Однако в плане маркетинга приходится скорее сталкиваться с адаптацией бренда к окружающей действительности.
Причем адаптация может быть как в глобальном смысле, так и в конкретных деталях. С конкретнымидеталями проще. Часто франчайзер (тот, кто передает права на использование) и франчайзи (тот, кому передают) могут находиться в разных странах.
Кроме того, следует учитывать и расположение магазина, восприятие его как на фоне других, так и внутри помещения.
Так, например, известны случаи, когда рядом с магазином находятся другие, иной направленности, но схожие по визуальному оформлению так, что покупателю (особенно в крупном торговом центре) сложно отличить их. Придется как-то выделять себя, отчасти «наступив на горло» бренд-буку.
В глобальном смысле может меняться сегмент рынка.
Например, если за рубежом некая торговая марка представляет средний или даже относительно низкий ценовой диапазон, то после импорта в другой стране это может быть уже достаточно дорогой бренд.
В этом случае придется позиционировать себя таким образом, чтобы не делать акцент на цене.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС!
И напоследок самый главный вопрос:
следует ли вообще из любого магазина делать бренд? Если вы не собираетесь проработать на рынке годик-другой и закрыться, то да.
Известные компании, некоторые из которых хоть и претерпели множество изменений, но все-таки выжили и развились, остались на рынке благодаря регулярным действиям по созданию бренда.
Даже если у вас есть некий уникальный продукт, который будет интересен сам по себе, в той же рекламной кампании, в том же рекламном ролике стоит аккуратно (пусть даже почти незаметно) дописать «магазин такой-то».
Сделать это крайне важно, просто потому что продукт можно перекупить, создать аналогичный или лучше, а то уникальное торговое предложение, которое выражается в бренде, — нет.
рассмотрены стратегии, основанные на уникальности бренда, а также использование социальных медиа и маркетинговых инструментов.
обсуждаются такие важные моменты, как выбор названия и логотипа, определение целевой аудитории и ее потребностей, а также создание уникального стиля и имиджа магазина. Не забывайте использовать социальные сети и рекламу для продвижения вашего бренда и привлечения новых клиентов.
«Статья подробно описывает методы создания бренда и привлечения новых покупателей. Это полезная информация для предпринимателей, которые хотят выделиться на рынке и увеличить свою клиентскую базу.»
Очень полезная статья, как раз искал информацию по созданию своего бренда!
Обязательно обратитесь к профессионалам, чтобы создать привлекательный бренд и расширить клиентскую базу.
рассказывается о важности стратегии брендинга для привлечения клиентов и развития бизнеса.