В процессе выступления у лектора неизбежно возникают многочисленные трудности самого разного характера.

Опыт показывает, что в их преодолении для докладчика особо значимы следующие три фактора:

а) владение материалом;

б) владение самим собой;

в) владение аудиторией.

Рекомендации оратору

Владение материалом предполагает глубокое осмысление лектором темы, основной идеи и элементов композиции текста доклада, а именно, фактов, доводов, разъяснений, языковых средств выражения мыслей.

Весьма сильное впечатление на слушателей производит свободное владение материалом, когда докладчик, казалось бы, без труда оперирует большим числом фактов, уверенно разъясняет их, ищет скрытые связи, находит новые отношения, раскрывает перспективы решения проблем и так далее.

Язык доклада должен быть не только правильным, но и выразительным.

Выразительность обычно достигается за счёт умелого подбором слов и их конструкций, а также использования специальных приёмов техники речи.

Сложно дать какие-то конкретные рекомендации в отношении необходимой техники, определяющей выразительность устной речи.

Часто уместные изменения в темпе, тоне, паузах, интонациях, логических ударениях возникают как бы сами собой, естественным образом, если докладчик вдумывается в свои собственные слова и если он действительно неравнодушен к содержанию своей речи.

  • Попытки искусственно играть своим голосом, заведомо обречены на провал. То же самое относиться к использованию жестов и мимики.
  • Любая нарочитость, театральщина, позерство воспринимаются как фальшь, игра и немедленно приводят к нарушению контакта между выступающим и аудиторией.
  • Выйдя на трибуну, рекомендуется окинуть беглым взглядом слушателей и выбирать два-три приветливых или заинтересованных лица.

Эти «точки симпатии» затем могут измениться, но вначале именно они помогают докладчику почувствовать контакт с аудиторией.

Весьма сложным и спорным является отношение к тому читать ли текст доклада по бумажке или говорить, не прибегая к конспекту выступления.

Однозначной рекомендации нет, так как здесь надо учитывать и характер доклада, и психологические особенности личности докладчика, и характер аудитории.

Так, для торжественного, отчётно-обзорного, чисто научного характера выступления лучше читать текст. Следует только избегать потери зрительного контакта со слушателями, то есть нужно почаще смотреть в зал.

В других случаях лучше не читать, а свободно пересказывать материал.

Но вполне допустимо и оправдано в нужных местах зачитывать отдельные цитаты, высказывания, цифровые данные, формулировки.

Частота обращения к письменному тексту в этих случаях зависит, от особенностей памяти и привычек докладчика.

В процессе чтения выписок, вырезок, цитат некоторые опытные докладчики берут эти записи в руки, чтобы аудитория видела сам текст, что в какой-то мере повышает доверие к словам докладчика, так как уважение к документу, печатному слову обычно выше, чем к устному сообщению.

Во время своего выступления лектору необходимо менять самые важные речевые характеристики: темп речи, её тон, силу голоса.

Так, монотонная речь быстро усыпляет, а привычка выпаливать фразы скороговоркой затрудняет понимание их смысла.

Тихая речь лектора попросту не слышна, а чрезмерно громкая — оглушает людей, отвлекает их от восприятия существа доклада.

Внесение изменений в темп и тон речи должны быть предопределены, прежде всего, содержанием материала:

  1. сложный и особо значимый материал выделяется паузами, замедлением темпа и усилением голоса,
  2. а простые, хорошо знакомые слушателям вещи обычно излагаются в несколько ускоренном темпе, при средней силе голоса.

Рекомендуется избегать заискивания, излишних нравоучений, самоуничижения, высокомерия, а сохранить уважительно-деловой тон выступления.

В процессе доклада некоторые слушатели могут бросить реплику или задать вопрос. Не нужно сразу же бросаться отвечать или реагировать на каждую реплику.

Их нужно умело использовать в тех редких случаях, чтобы лучше осветить вопрос, и закрепить контакт с аудиторией.

Одновременное владение материалом и своим собственным поведением на трибуне является основным условием установления психологического контакта докладчика с аудиторией.

Вместе с тем полезно знать хотя бы некоторые специфические приёмы владения аудиторией. Прежде всего, нужно иметь в виду, что психологические позиции докладчика и аудитории не совсем одинаковы.

Аудитория ждёт от выступающего хорошего, содержательного, интересного сообщения.

Изменить что-либо в нём она практически не в состоянии. Докладчик же выступает в роли своеобразного (временного, ситуативного) активного лидера данной группы людей.

Он должен и заинтересовать слушателей, и заставить их задуматься, и настроить аудиторию на решение практических задач.

Владеть аудиторией — значит вести её за собой. Однако абсолютно чужой, совершенно незнакомый человек лидером быть не может.

Требуется какое-то время для того, чтобы группа как бы заново познакомилась со своим ситуативным лидером, «приняла» его.

Для этого необходимо предварительное ознакомление со слушателями, которое может быть непосредственным или опосредованным.

Опытный лектор сравнительно быстро соотносит исходные сведения об аудитории со своими знаниями о других, аналогичных группах слушателей, что позволяет ему чувствовать себя увереннее.

В ряде случаев бывает не лишним узнать что-либо об аудитории непосредственно самому.

При возможности, целесообразно послушать чей-то доклад или лекцию. Поведение слушателей, их реакция на отдельные места доклада могут многое нам подсказать.

Одним из ведущих условий установления психологического контакта является уместное использование им способов её активизации.

Речь идет об активизации внимания, восприятия, мышления, чувств, профессиональных и социальных устремлений слушателей.

Для активизации слушателей необходимо:

  • выделять и подчеркивать, прежде всего, социальную и личностную значимость излагаемого материала,
  • искать (а не только фиксировать) правильное решение поставленных проблем,
  • добиваться ясности,
  • последовательно, обоснованно различать главное и второстепенное, предпосылки и выводы,
  • сопоставлять различные точки зрения,
  • делать не только теоретические, но и практические выводы.
  • Поддерживать с ними психологический контакт, пользоваться правильным литературным языком.

Именно эти приёмы являются, как показывает опыт, наиболее действенными.

Практический совет
Автор Блога-Рекламист со стажем
Автор Блога-Рекламист со стажем
Посмотрите, послушайте тех ораторов, которых вы считаете успешными, записи бизнес встреч, конференций, лекций и т.д. Можно найти на Ютюбе. Проанализируйте как они воздействую на аудиторию, какие приемы используют, как структуризируют выступление и т.д.

 

Иногда приходится прибегать и к формальным приёмам активизации слушателей:

  • Это постановка риторических вопросов,
  • использование пауз и усилений голоса для привлечения внимания,
  • временный переход на разговорный стиль изложения,
  • включение в рассказ элементов юмора для эмоциональной разрядки слушателей и тому подобное.

Важно подчеркнуть, что злоупотребление формальными приёмами активизации недопустимо. Нужно, чтобы они были уместными, незаметными, естественными.

После окончания выступления полезно сопоставить мнения слушателей о лекции, вдуматься в существо критических замечаний, уточнений, дополнений, а затем самому проанализировать удачные и неудачные моменты своего выступления, правильно оценить его содержание, стиль и результативность.

Это поможет лучше организовать дальнейшую работу по улучшению личных навыков лекторского мастерства.

бокал