Айтрекинг – надежный помощник при оптимизации сайта.


Айтрекинг – секретный способ оптимизации сайта

Технология айтрекинга (eye tracking – отслеживание глаз) появилась несколько десятилетий назад. Правда, доступной для коммерческого использования она стала относительно недавно.

Первое время она воспринималась в качестве инновационного прорыва — ее даже называли едва ли не главной предпосылкой для создания технологии чтения мыслей.

Хотя и скептиков (как у всего нового) у этой методики было достаточно много. Может ли айтрекинг принести пользу в процессе оптимизации сайта, и если да, то в какой мере?

Суть айтрекинга в следующем.

В монитор встроен датчик, который отслеживает движения глаз пользователя. Это возможно благодаря использованию инфракрасных лучей – свет, отраженный от сетчатки глазного яблока, показывает, куда смотрит человек.

Какое отношение имеет к этому оптимизация сайта?

Самое непосредственное!

При тестировании интерфейса респонденты выполняют определенные задания. В это время глазной трекер показывает, на какие области экрана они смотрят и в течение какого времени. Для усиления эффективности данные айтрекера подкрепляются результатами интервью или анкетированием.

В каких случаях используется айтрекинг?

Чаще всего – в процессе оптимизации сайта, во время тестирования юзабилити. С помощью этой технологии быстро обнаруживаются «мертвые зоны» интерфейса, так же, как и самые популярные участки.

Более всего полезно применение глазного трекера для проверки:

  • дизайна страницы – есть возможность узнать, как цветовая схема и расположение элементов влияют на просматривание отдельных зон экрана;
  • эффективности навигации – можно выявить неудачные решения и определить успешность взаимодействия различных навигационных форм;
  • популярности бренда – исследователь получает данные о том, какой процент пользователей замечает марку, представленную в виде логотипа.

Таким образом, для оптимизации сайта айтрекинг может принести значительную пользу. Он поможет выбрать дизайн главной страницы. Исследователь разработает перечень критериев для проведения тестов. А глазной трекер покажет, какой вариант интерфейса самый эффективный.

Также он будет служить подтверждением (или опровержением) ответов респондентов.

Например, если в интервью после тестирования человек сказал, что не заметил один или несколько элементов, то проверить это можно по сведениям, которые предоставляет датчик в мониторе.

И, наконец, успешная оптимизация сайта невозможна без обеспечения эффективности маркетинговых деталей. Прибор покажет, сколько людей обращает внимание на специальные акции, рекламные баннеры и т.д.

Так что же, получается, что оптимизация сайта без использования датчика в мониторе выглядит как нечто неполноценное и не заслуживающее внимания?

Разумеется, нет!

Тестирование юзабилити с успехом проводилось и до изобретения этой технологии. И вообще, не надо считать айтрекинг панацеей от всех дизайнерских проблем.

Тем более, что это изобретение (как и все, придуманное человеком) тоже не лишено недостатков:

1. Использование в процессе оптимизации сайта глазного трекера сокращает возможности аудиоконтакта с респондентами. Специалист, проводящий тестирование юзабилити, должен свести к минимуму количество вопросов, задаваемых в ходе работы. В противном случае участники исследования, отвечая модератору, будут постоянно отвлекать взгляд от экрана.

2. Некоторым людям айтрекинг не подходит по физиологическим причинам. К таким относятся, в частности, респонденты преклонного возраста, имеющие плохое зрение или представители монголоидной расы.

3. Использование глазного трекера не дает ответ на один из важнейших с точки зрения оптимизации сайта вопросов – почему все происходит так, а не иначе? Датчик лишь показывает, на что смотрели люди, а относительно причин подобного положения, рассчитывать на его помощь бесполезно. Так что интервью после тестирования надо проводить обязательно.

4. И, наконец, довольно серьезным минусом является дороговизна этого способа и техническая сложность его внедрения. Указанная причина нередко является решающей при отказе от проведения айтрекинга.

Тем не менее, если есть возможность в ходе оптимизации сайта применить специальный датчик, то отказываться от этого не нужно. Карта с результатами «смотрения на экран» участников исследования хорошо иллюстрирует цифровые данные и дополняет их.

Для ведущих менеджеров, у которых постоянно нет времени, она является самым простым способом понять, что показали результаты тестирования. Разумеется, в итоге регулярных «обычных» проверок юзабилити можно получить такие же сведения (притом, с меньшими затратами). Но в них не будет столь убедительной визуальной эффективности.

А упомянутая эффективность порой бывает совсем не лишней в тех случаях, когда надо убедить клиента или сплотить коллектив в работе по оптимизации сайта.

Таким образом, айтрекинг – это технология, способная оказать серьезную помощь в определении узких мест интерфейса и нахождении удачных дизайнерских решений.

Она будет хорошим аргументом в разговоре с коллегами, начальником или заказчиком. Но было бы ошибкой приписывать ей какие-то чудодейственные возможности. И уж тем более надеяться, что с ее помощью кто-то сможет читать чужие мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подробнее в SEO Оптимизация
Дизайн и юзабилити блога
Закрыть