Айтрекинг – секретный способ оптимизации сайта
Технология айтрекинга (eye tracking – отслеживание глаз) появилась несколько десятилетий назад. Правда, доступной для коммерческого использования она стала относительно недавно.
Первое время она воспринималась в качестве инновационного прорыва — ее даже называли едва ли не главной предпосылкой для создания технологии чтения мыслей.
Хотя и скептиков (как у всего нового) у этой методики было достаточно много. Может ли айтрекинг принести пользу в процессе оптимизации сайта, и если да, то в какой мере?
Суть айтрекинга в следующем.
В монитор встроен датчик, который отслеживает движения глаз пользователя. Это возможно благодаря использованию инфракрасных лучей – свет, отраженный от сетчатки глазного яблока, показывает, куда смотрит человек.
Какое отношение имеет к этому оптимизация сайта?
Самое непосредственное!
При тестировании интерфейса респонденты выполняют определенные задания. В это время глазной трекер показывает, на какие области экрана они смотрят и в течение какого времени. Для усиления эффективности данные айтрекера подкрепляются результатами интервью или анкетированием.
В каких случаях используется айтрекинг?
Чаще всего – в процессе оптимизации сайта, во время тестирования юзабилити. С помощью этой технологии быстро обнаруживаются «мертвые зоны» интерфейса, так же, как и самые популярные участки.
Более всего полезно применение глазного трекера для проверки:
- дизайна страницы – есть возможность узнать, как цветовая схема и расположение элементов влияют на просматривание отдельных зон экрана;
- эффективности навигации – можно выявить неудачные решения и определить успешность взаимодействия различных навигационных форм;
- популярности бренда – исследователь получает данные о том, какой процент пользователей замечает марку, представленную в виде логотипа.
Таким образом, для оптимизации сайта айтрекинг может принести значительную пользу. Он поможет выбрать дизайн главной страницы. Исследователь разработает перечень критериев для проведения тестов. А глазной трекер покажет, какой вариант интерфейса самый эффективный.
Также он будет служить подтверждением (или опровержением) ответов респондентов.
Например, если в интервью после тестирования человек сказал, что не заметил один или несколько элементов, то проверить это можно по сведениям, которые предоставляет датчик в мониторе.
И, наконец, успешная оптимизация сайта невозможна без обеспечения эффективности маркетинговых деталей. Прибор покажет, сколько людей обращает внимание на специальные акции, рекламные баннеры и т.д.
Так что же, получается, что оптимизация сайта без использования датчика в мониторе выглядит как нечто неполноценное и не заслуживающее внимания?
Разумеется, нет!
Тестирование юзабилити с успехом проводилось и до изобретения этой технологии. И вообще, не надо считать айтрекинг панацеей от всех дизайнерских проблем.
Тем более, что это изобретение (как и все, придуманное человеком) тоже не лишено недостатков:
1. Использование в процессе оптимизации сайта глазного трекера сокращает возможности аудиоконтакта с респондентами. Специалист, проводящий тестирование юзабилити, должен свести к минимуму количество вопросов, задаваемых в ходе работы. В противном случае участники исследования, отвечая модератору, будут постоянно отвлекать взгляд от экрана.
2. Некоторым людям айтрекинг не подходит по физиологическим причинам. К таким относятся, в частности, респонденты преклонного возраста, имеющие плохое зрение или представители монголоидной расы.
3. Использование глазного трекера не дает ответ на один из важнейших с точки зрения оптимизации сайта вопросов – почему все происходит так, а не иначе? Датчик лишь показывает, на что смотрели люди, а относительно причин подобного положения, рассчитывать на его помощь бесполезно. Так что интервью после тестирования надо проводить обязательно.
4. И, наконец, довольно серьезным минусом является дороговизна этого способа и техническая сложность его внедрения. Указанная причина нередко является решающей при отказе от проведения айтрекинга.
Тем не менее, если есть возможность в ходе оптимизации сайта применить специальный датчик, то отказываться от этого не нужно. Карта с результатами «смотрения на экран» участников исследования хорошо иллюстрирует цифровые данные и дополняет их.
Для ведущих менеджеров, у которых постоянно нет времени, она является самым простым способом понять, что показали результаты тестирования. Разумеется, в итоге регулярных «обычных» проверок юзабилити можно получить такие же сведения (притом, с меньшими затратами). Но в них не будет столь убедительной визуальной эффективности.
А упомянутая эффективность порой бывает совсем не лишней в тех случаях, когда надо убедить клиента или сплотить коллектив в работе по оптимизации сайта.
Таким образом, айтрекинг – это технология, способная оказать серьезную помощь в определении узких мест интерфейса и нахождении удачных дизайнерских решений.
Она будет хорошим аргументом в разговоре с коллегами, начальником или заказчиком. Но было бы ошибкой приписывать ей какие-то чудодейственные возможности. И уж тем более надеяться, что с ее помощью кто-то сможет читать чужие мысли.