Маркетинг, как наука, богат на разного рода классификации. Наиболее логичный и точный тип классификации потребительских товаров и услуг привел М.Т. Коупленд, который ссылался на основы потребительского поведения.

Классификация включает в себя четыре категории товаров.

В первую группу входят товары повседневного спроса.

К этой категории носят совокупность товаров, которые покупатели приобретают часто. Процесс покупки происходит неосознанно, потребитель не раздумывает над потребительскими характеристиками.

Человек, стоящий перед витриной затрачивает минимум усилий для сравнения товаров и совершения покупки. Покупка товаров повседневного спроса является обыденным делом.

К товарам повседневного спроса относят:

  • Предметы первой необходимости (продукты питания: молоко, хлеб, сахар, соль и т.п.; продукты для гигиены: туалетная бумага, зубная паста, мыло и т.п…)
  • Товары импульсивной покупки (шоколадки, жвачки)
  • Товары для экстренных случаев (зонт во время дождя или с наступлением осени; лекарства в период болезни)

Процесс покупок товаров повседневного спроса относится к рутинным обязанностям. Характеризуется приверженностью к маркам и брендам или торговой точке.

На процесс покупки оказывает влияние сильная, повторяющаяся реклама. Бренд находится на слуху у потребителя. В случае с импульсивными покупками, важно обеспечить доступность товара. Товар должен располагаться в легкодоступных местах (например на около кассовой зоне).

Для продажи важна привлекательная упаковка и грамотная выкладка.

Отдать предпочтение конкретной маркетинговой стратегии для товаров, которые актуальны в экстренных случаях, крайне тяжело. Товары данной категории требуют максимального охвата рынка, поскольку целевой покупатель должен найти товар в нужное время в нужном месте.

Если товара в нужный момент не окажется, то потребитель приобретет товар конкурента. Велик риск потери продажи.

Вторая категория включает в себя товары предварительного выбора.

Потребитель внимательно изучает потребительские характеристики, сравнивает одну марку с другой. Значение имеет цена, показатели пригодности, внешний вид и оформление.

Поведение покупателя соответствует принципу ограниченной рациональности, нельзя отнести к разряду обыденного. Покупать осознанно тратит время на изучение товара и оценку разного предложения.

Сравниваются марки, которые известны потребителю, по различным критериям. Ярким примером является степень адаптированности товара к имеющимся задачам или стилю. К товарам предварительного выбора относят дорогостоящие предметы. Например, мебель, автомобили, электронные приборы и тд.

К третьей группе относятся товары особого спроса.

Эта продукция широко потребления с уникальными характеристиками, сюда также относят товары конкретного бренда. Для приобретения товаров данной категории потребитель умеренно затрачивает усилия для поиска конкретной модели определенной марки.

Покупатель не сравнивает марки, все усилия направлены на поиски торговой точки, где им будет предложен желаемый товар. В эту категорию относят товары класса люкс, например, некоторые автомобили, обувные компании, изделия высокой моды и тд.

Последняя категория включает в себя товары пассивного спроса.

В отличие от предыдущих товаров, товары пассивного спроса малоизвестны потребители.

О покупке потребитель не задумывается. Как правило, у потребителя отсутствует спонтанное желание приобрести товары данной категории. Сюда можно отнести товары, которые вовсе не известны потребителю.

Например, системы для охраны частных домов, разного рода регуляторы температур или приборы для очистки воздуха.

Так как товар обладает определенной специфичностью, для сбыта пассивных товаров требуется большие маркетинговые усилия в виде рекламы.

Также важно обеспечить непосредственные продажи в супермаркетах. Интересно, но многие приемы личных продаж появились из-за стремления компаний сбыть товары пассивного спроса.