Как делать успешные учебные программы и больше зарабатывать.

Зачем нужна методология?

Чтобы создать продукт, который будет пользоваться спросом и будет нужен целевой аудитории, за который люди будут готовы заплатить и смогут получить результаты.

На рынке сейчас переизбыток обучающий программ, сделать просто курс на какую-то тему недостаточно. 

То есть методология объясняет каким образом создавать успешные обучающие программы. 

Педагогический дизайн. Это более обширная тема, в рамках которой можно узнать больше о методологии обучения.

Зачем эта книга?

Её цель дать вам рабочую методику распаковки ваших знаний в эффективный обучающий курс.

Подумайте, что хотят клиенты в вашей нише и что им нужно на самом деле. Эти параметры могут не совпадать.

Несколько примеров таких ситуаций их разных ниш:

  • Садоводство. Хотят избавиться от вредителей и болезней, а надо поднять плодородие, чтобы растения были с хорошим иммунитетом
  • Хотят улучшений в семье, а нужно научиться выражать свои истинные потребности. 
  • Хотят время на себя, а нужно работать со страхом…
  • Хотят, чтобы муж стремился к успеху. Надо проработать страх остаться без денег.
  • Хотят новую работу, а надо самому развиваться и вкладывать в себя. 

Люди как правило хотят обертку, но не хотят работать над содержанием. Поэтому они ищут легкие способы достичь желаемого при этом избегают напряжений и дискомфорта от работы над собой.

Базовые понятия методологии онлайн курсов

Синхронизация. 

Формула:  Пообещать клиенту то, что он хочет, дать что ему нужно.

Вспомните сказку про волшебника Изумрудного города, лев нуждался в храбрости, страшила в мозгах, железный дровосек нуждался в сердце. Но пока они шли к Гудвину, то приобрели эти качества. 

Получается автор курса это своего рода волшебник Гудвин. 

Есть еще одна сказка: каша из топора. Солдат варил суп из топора, он спросил есть ли топор? Есть. А соль? Есть. А крупа? Есть и т.д. И так постепенно получилась полноценная каша. В общем в таком варианте и может проходит обучение.

Курсы разные по продолжительности.

Короткие и длительные онлайн курсы.

Пример коротких:

  • платный онлайн мастер-класс 2-3 часа.
  • интенсив (3-7 дней).
  • видеокурс в записи (10-30 уроков). 

Примеры длительных онлайн-курсов:

  • Онлайн-марафон (до месяца) 
  • Онлайн-тренинг (2-6 месяцев) 
  • Онлайн коуч-группа (от 1 до 12 месяцев) 

Короткие программы формируют понимание, они говорят что нужно сделать чтобы достичь цели. А потом они придут в большой, более дорогой курс. То есть небольшие недорогие программы обучения нужны чтобы продать более дорогие.

А цель длительного обучение привести человека к нужными результам.

Три базовых уровня развития человека в любой теме.

  1. Знать. Понимать. (короткие курсы)
  2. Уметь. (большие онлайн программы)
  3. Достигнуть. Получить результат. (коучинг)

Здесь также есть зависимость формата от продаж. Короткие и недорогие программы можно продать побыстрее и в большем объеме чем продолжительный и дорогой курс. Для коучинга нужна осознанная аудитория, готовая к достижению результатов.

Знать (понимать, получение базовой информации)

То есть у человека есть проблема, на этом этапе он узнает, как решить проблему, что нужно делать для достижения цели, почему у него возникла данная проблема и т.д. 

Поэтому на этой фазе используются короткие учебные программы, раскрывающие суть ситуации и план действий.

Уметь

Человек получает навыки и может решать свои проблемы, задачи, достигать целей. Он знает что нужно делать и как делать и может сделать. Однако на этом уровне не все достигают успеха. 

Лень, прокрастинация, все это мешает. Человек ведет себя как “умно-бедный”, он может, но не делает. Но многие, кончено результата достигают. Это еще зависит от сложности темы.

Достигнуть.

Человек получил знания, навыки и достиг результатов. В этом вся суть. Он решил свою проблемы, достиг результатов и полностью реализовался в теме курса.

Есть еще и четвертая фаза: стать мастером.

Это когда человек настолько хорошо понимает тему, что может обучать других и придумывать новое. 

Я проверил этот путь на себе, когда изучал рекламу и маркетинг, все так и получается. Сначала я просто узнал как все работает, потом получил навыки и результаты. 

Четвертая фаза (не обязательная)

А дальше после набора опыта я стал обучать других. 

Четвертая фаза достигается после того как человек получит опыт. Есть длинные коучинги, наставничество, которые помогают преодолеть этот этап. 

На этом уровне ученик становится мастером и может не просто решать задачи и проблемы, а развивать знания, придумывать новое. Он становится разработчиком. Этот уровень не обязателен и он не является целью, поэтому я рассказываю только про 3 этапа развития.

Взаимосвязь уровней понимания темы и форматов обучающих программ.

В целом благодаря курсам человек может научиться и получить навыки, но вот что касается постоянного результата, то он не всегда следует за навыками и знаниями. Может быть по разному. Навыки получил, а результата нет, для таких людей нужно продавать коучинг. 

Уровни развития человека в рамках какой то темы определяют линейку обучающих программ.

Короткие программы, чтобы человек понял, подробные курсы чтобы научить. 

А коучинги для получения устойчивых результатов.

Курсы рассказывают типовые методы, а у каждого есть свои особенности, человеку возможно нужен индивидуальный подход, поэтому на коучинге есть обратная связь и подбирается индивидуальная схема обучения.

Возможно по этой схеме сложно разложить все темы. Есть темы где третий уровень не нужен, например вы обучаете как работать в экселе. Но если у вас тема как научиться писать книги или найти работу, то скорей всего здесь будет четкое разделение на три уровня.

Например человек хочет научиться маркетингу. 

  1. Короткая программа познакомит его с видами рекламы, с основными понятиями и т.д. 
  2. А более длительный курс научит создавать рекламные кампании. 
  3. Коучинг поможет получить результат, например находить клиентов на настройку рекламы, доводить маркетинг до результата, думать как маркетолог. 

Или например тема рисование.

  1. Объяснить как рисовать картины, что для этого нужно, какие есть жанры, как сочетать цвета, что нужно для рисования, как создать композицию и т.д. Возможно план что как с нуля нарисовать картину.
  2. Длительный тренинг — рисуем картину, тренируемся. Человек овладеет навыками держать кисть, учится всему что нужно. Он получает методику по которой работает сам, у него возможно получится, а возможно нет.
  3. Личный коучинг. Индивидуальная работа, ставим руку, подбираем жанр и т.д., пока не будет достигнута цель.

Получается можно научиться прочитав брошюру, потом книгу или несколько книг и наконец позаниматься с репетитором.

Есть темы где возможен только коучинг для достижения результата. 

Например языковая школа, можно продать короткую программу как выучить иностранный язык, потом самоучитель, курс и т.д. 

Но произношение и нюансы языка, навык разговора, можно постигнуть только при занятиях с преподавателем в группе или индивидуально. А все обучения до этого будут просто подготовкой.

Методология создания онлайн курсов. Формируем программы обучения.

Я разделяю программы обучения на короткие и длительные. 

Что нужно понимать:

  1. Цель короткого курса — дать человеку понимание.
  2. Цель длительного курса — дать человеку результат. 

Примеры.

Короткие онлайн-курсы:

  • онлайн мастер-класс 2-6 часа.
  • интенсив (2-7 дн.)
  • воркшоп (1-3 дн.)
  • видеокурс в записи (20-30 уроков).

Длительные онлайн-курсы:

  • Марафон (до месяца)
  • Тренинг (2-6 месяцев)
  • Коуч-группа (от 1 до 12 месяцев) 

Еще один важный вывод, который нужно понимать.

Короткие недорогие обучающие программы, нужны не для того чтобы на них много заработать. Их роль в том чтобы продать дорогие, длительные обучения.

Короткий обучающий курс. Методика создания.

Два шага:

  1. Выбираем тему для короткого онлайн-курса
  2. Создаем ценность внутри короткого онлайн-курса.

Как выбрать тему для короткой обучающей программы

Важно дать хорошую ценность, короткий курс решает какую то одну конкретную проблему, в этом может быть его ценность.

  • Узкая тема.
  • Практичность.
  • Маленький результат

Например:

  • Как составить объявления с высоким CTR
  • Что делать утрам, чтобы похудеть
  • Как поднять цены и не потерять клиентов
  • Как находить клиентов из интернета

Тема должна соответствовать критериям:

  1. Это то, что уже хочет ваша целевая аудитория
  2. Это то, важность чего людям не нужно объяснять.
  3. Это то, что решает их проблему, как правило, боль. Дает инструмент, вариант решения.

Лучший метод поиска темы это проанализировать какие вопросы вам задают клиенты, в переписках, на вебинарах, на консультациях и т.д.

Как создать ценность

Важно: Все хотят получить четкое руководство к действию.

Итак, допустим тему нашли, теперь нужно понять как сформировать ценность в рамках короткой обучающей программы. 

У вас есть какая то проблема, сформируйте способ решения, разбейте его на последовательные шаги.

Это может быть 3 шага, а может быть и 5-10 шагов. Вы можете добавить какие-то лайфхаки, фишки, наработки, которые дают очень крутой результат. 

Как правило нужно ответить на вопрос что делать или как делать.

  • Дальше по каждому шагу разобрать основные ошибки. Еще добавить ответы на типовые вопросы.
  • Можно добавить истории успеха, то есть как другие люди воспользовавшись вашим курсом получили что хотели. 
  • Плюс добавить чек листы, скрипты, программы, шаблоны, ссылки на полезные сервисы, другие вспомогательные документы. 

По итогу ваш ученик получить очень много ценности:

  • Пошаговая инструкция (что делать или как делать)
  • Разбор ошибок (Ошибка №1, №2 и т.д.)
  • Чек лист (и другие доп. материалы)
  • Истории успеха учеников (для мотивации)

Формируем структуру курса.

Простой вариант.

  1. Вводная часть
  2. Основная
  3. Завершающая.

Базовая структура.

  1. Введение. О чем курс? Какой формат? и т.д.
  2. Базовые понятия. Какие термины (обозначения, незнакомые слова, понятия и т.д.) нужно ввести, чтобы люди вас понимали. Говорим о том что нужно чтобы люди могли работать по курсу (может быть какие то программы или аппаратура и т.д.)
  3. Основная часть, суть, главный контент. По шагам рассказываем что и как делать. 
  4. Детали, уточнения, частые вопросы. Кейсы, примеры, истории и т.д. Разборы ошибок и т.д. Отдаем чек листы и доп. материалы. Получаем обратную связь от аудитории.
  5. Перевод клиента на новый уровень. Продажа других курсов, то есть более дорогих программ или следующих в вашей линейке обучения. Говорим что делать дальше. 

Фундаментальная программа обучения может быть одна, а вот мелких курсов можно сделать много и хорошо на них зарабатывать.

Придумайте 5-10 тем, на которые вы можете сделать короткие курсы.

Методика в том чтобы научиться хорошо раскрывать тему, нужно как говорится “копать глубоко”.

Методология создания длительного онлайн курса

В чем отличия между коротким и продолжительными?

Например.

Короткий:

  • Как подбирать правильно продукты для рационального питания.
  • Как познакомиться с мужчиной (девушкой)
  • Как ухаживать за огурцами
  • Как научиться готовить вкусную пиццу

Длинный: 

  • Как похудеть на 15 кг.
  • Как выйти замуж 
  • Как сделать свою теплицу и получать урожай
  • Как стать домашним поваром

То есть разница в объеме материала, в масштабе решаемых задач. 

Длинный курс — это оптимальная последовательность движения к результату в вашей теме. В маленьком курсе человек познакомился с темой, узнал как решать одну проблему, а в большом он получает весь арсенал.

Тут же выстраивается оптимальная модель продаж, человек купил недорогую программу обучения, а потом пришел на длительный и дорогой курс. Вот такая простая логика. 

Важно отталкиваться не от своих знаний и навыков, а от проблемы клиента,  нужно выстроить путь, который приведет его к результату. 

Суть курса: Информация и практика, то есть целевые действия клиентов, которые ведут к результату.

Для начала нужно определить исходную точку, проблему клиента.

Например:

  1. Английский язык — хочу выучить, нет времени, не понимаю с чего начать, раньше много раз пытался выучить и ничего не получается.
  2. Я (клиент) садовод-новичок. Урожая нет или его съедают болезни, хотя усилий море.
  3. ….с мужем отдалились, живём как соседи… всё время ругаюсь с мужем… нахожусь на грани развода… не знаю, что делать…

Дальше вам нужно определить конечную точку, то что получит клиент после прохождения курса. Это то что вы будете обещать, ради чего они будут покупать вашу программу обучения.

Примеры:

  1. Понять английский, научиться читать и говорить, получить легкую и эффективную методику обучения. Научить мотивации и самодисциплине, чтобы не бросать учиться.
  2. Изучить как растут растения, как получать урожай на своем участке, какие использовать удобрения и методики ухода за растениями.
  3. Огонь в отношениях, с мужем снова любовь, жизнь как медовый месяц 

Затем сформировать программу обучения, этапы которые нужно пройти чтобы попасть из точки А в точку Б.

Собственно это и есть методика, вам нужно “плясать” от того что нужно клиенту, что его мучает, чего он хочет. 

Иногда это сложно понять. 

Но если вы уже работали с клиентами, а тем более продали им свои короткие курсы, то вы наверняка будет много понимать про их потребности и мечты.

Итак, у нас есть точка старта (проблема), финиш (проблема решена) и путь от старта к финишу.

Нужно смешивать теорию и практику, чтобы ваши ученики смогли достичь цели обучения

Мой кейс методологии для курса о том как закупать оптом одежду в Турции

Продвижение

Если вы проработали методологию, то рекламировать будет легче, вы можете использовать разные подходы и рекламные источники.

Я подготовил для вам пошаговую инструкцию как продвигать онлайн школу, это то же небольшая книга, её прочитать можно по этой ссылке.

бокал