Иногда очень жаль, что в сутках только 24 часа. Не в наших силах изменить законы природы, но грамотно распорядиться этим временем мы просто обязаны. Кому? Да самим себе. Ведь, достигнув желаемой цели, хочется радоваться своим успехам, а не чувствовать себя загнанной лошадью.

Стремление к совершенству — штука хорошая. Но только если не во вред здоровью и психике. Тайм-менеджмент — полезная наука, которая обучает рационально планировать свои дела и уделять внимание всем сферам своей жизни.

Итак, с чего же начать?

Лучшее — враг хорошего

Корректируйте свои задачи в зависимости от сложившейся ситуации. Если по плану — приготовление обеда, но вы чувствуете себя уставшей, откажитесь от первоначальной идеи. Не накрывайте трапезу из шести блюд — приготовьте одно, но простое.

Придерживайтесь этого принципа во всем. Лучше сделать хорошо много дел, чем одно — идеально, а остальные не сделать вообще.

Планируйте

  • Ежедневник — замечательное изобретение человечества. Записывая список дел на завтра, вы уже упорядочиваете следующий день — вначале в голове, потом на бумаге, а затем и в жизни. Так будет легче отделить важные дела от второстепенных, расставить акценты в распорядке дня. 15 минут планирования обеспечивают повышение эффективности на следующий день в два раза!
  • Указывайте не только свои задачи, но и время их выполнения. Это дисциплинирует и позволяет подсчитать, сколько же точно времени занимают ваши дела.
  • Не стройте долгосрочных планов. За неделю многое может измениться, поэтому планируйте один день — завтрашний. Однако какие-то глобальные цели и задачи нужно пометить в календаре, скажем, на месяц вперед.

Соблюдайте дисциплину

Можно написать сотню хороших планов, но они ничего не будут стоить без выполнения. Каждый раз, когда вам захочется «потянуть резину», не слушайте себя.

Не вступайте с собой во внутренний диалог, пытаясь доказать, что от пяти лишних минут перед телевизором ничего не случится. Просто действуйте, как наметили. Собирайте вещи с вечера, готовьте заранее еду и одежду, будьте немного предусмотрительнее, чем обычно — и скоро это войдет в привычку.

Не путайте организованность со скукой! Работайте под музыку, если она вам не мешает, меняйте виды деятельности, чтобы не устать, наполняйте свой день приятностями.

Сетка дел

Начертите сетку дел и заполните ее. По вертикали — «важные», «не важные». По горизонтали — «срочные», «не срочные». Разнесите свои дела по данным категориям.

  • «Важные, срочные». Дела из этой ячейки делайте в первую очередь.
  • «Неважные, срочные». Дела из этого списка, скорее всего, можно делегировать другим людям. Если это невозможно — выделите 15-20 минут, и быстро «разгребите» аврал. Больше они не будут «висеть» над вами.
  • «Важные, не срочные». Эти дела относятся к долгосрочной перспективе. Уделяйте им по 10-5 минут в день, и вы сами не заметите, как выполните задачу. Если совсем не получается — ждем, пока дело не перейдет в категорию «важные, срочные».
  • «Не важные, не срочные». Это не дела. Это пожиратели времени, которое можно было бы использовать куда рациональнее.

Не будьте Юлием Цезарем

Выполняйте одно дело за раз, не соблазняйтесь на мультизадачность. Скорость выполнения работы от этого точно не возрастет, а вот качество может снизиться.

Сон важнее дел

Планируя день, отталкивайтесь не от того, сколько времени вам остается на сон, а от того, сколько времени после полноценного сна остается на дела. Помните, что отдохнувший человек работает более эффективно. Поэтому жертвовать отдыхом во имя продуктивности — бессмысленно.

Ограничивайте себя

В вашем плане на завтра должно быть не более семи важных задач. Глобальные планы редко выполняются и тем самым вгоняют в тоску.

Перерывы обязательны

Освежить силы и мысли можно, если разрешить себе перерыв на 10-15 минут между выполнением различных задач. Используйте это время для полноценного расслабления — прилягте, посидите с закрытыми глазами, или, наоборот, встаньте и разомнитесь. Подумайте о приятном.

Досуг

Если вы думаете о развлечениях, как о напрасной трате времени, вы ошибаетесь. Только тот, кто умеет переключаться, умеет эффективно работать. Поэтому обязательно дайте себе возможность отдохнуть на выходных. Сходите в театр, кино, покатайтесь на велосипеде или посетите салон красоты.

Пожиратели времени

Расписывая дела по времени, вы обнаружите, что они занимают не весь ваш день. Куда же девается остальное время? Съедается «пожирателями времени». К ним относятся интернет, телевизор, долгие беседы с подругами по телефону и т. п.

Организация пространства

Вносите упорядоченность не только в свой режим, но и в территорию, на которой вы живете и работаете. Массу времени можно сэкономить, если поддерживать порядок в предметах, документах и вещах.

Какие принципы тайм-менеджмента соблюдаете вы?