Вышедшая в 2016 году игра PokemonGo за неделю привлекла 65 млн участников по всему миру. Стоимость мессенджера Snapchat с внедрением технологий дополненной реальности взлетела до рекордных $24 млрд.
Два этих кейса спровоцировали глобальный всплеск интереса к AR.
К сегодняшнему дню собственными платформами для разработки приложений дополненной реальности обзавелись крупнейшие технологические компании мира: Google (AR Core), Apple (AR Kit), Facebook, (AR Studio).
По прогнозам Gartner, к 2020 году каждая 5-я крупная компания в рамках стратегии цифровой трансформации примет к рассмотрению или возьмёт на вооружение средства дополненной, виртуальной или смешанной реальности.
Дизайнерам интерфейсов рекомендуется приступить к профессиональной переподготовке прямо сейчас.
Что такое дополненная реальность
Дополненная реальность (augmented reality) — это технология, создающая иллюзию взаимодействия цифровых 3D-компонентов с физической средой (при этом создаётся ощущение, что трёхмерные объекты правда существуют).
Посредством AR-инструментов на реальную действительность накладывается дополнительный визуальный слой, который можно увидеть через устройства наблюдения: камеры смартфонов и планшетов, очки Google Glass, шлемы Oculus Rift и Microsoft Hololens.
Можно также использовать специальные AR-проекторы для представления «живых» 3D-объектов массовой аудитории, не имеющей никакого снаряжения, как это сделал National Geographic.
В рамках промо-акции бренда тысячи случайных прохожих смогли пообщаться с виртуальными динозаврами, леопардами, дельфинами.
В отличие от плоских 2D-изображений, трёхмерный цифровой объект можно рассмотреть со всех сторон.
Кроме того, можно управлять его поведением с помощью движений, жестов, голоса. Органичное взаимодействие цифровых персонажей с реальным миром обеспечивается посредством сканирования и распознавания окружающей среды, а также запрограммированного реагирования на её изменения.
Как правило, в AR-приложении помимо камеры, задействуется куча всевозможных датчиков (GPS), компас, технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Но дизайнерам и разработчикам вникать во все эти дебри необязательно — к их услугам готовые инструменты прототипирования от технологических гигантов.
Области применения AR-приложений
Технологии дополненной реальности широко применяются в сфере маркетинга, образования, игр, искусства, медицины и археологии.
Так, с помощью приложения IKEA каждый перед покупкой может посмотреть, как будет выглядеть мебель из каталога в его собственном интерьере.
Магазины одежды позволяют примерять платья в виртуальных гардеробных. Их опыт активно перенимают производители косметики и тату-салоны.
Популярные марки автомобилей (Volkswagen, Audi) выпускают AR-методички по управлению, техническому обслуживанию и ремонту машин. С интерактивным руководством даже новичок разберётся, что к чему.
В сферах культуры и образования AR-приложения используются для изучения небесных светил, исследования анатомии человека, реконструкции исторических событий, проведения виртуальных экскурсий и т. д.
Несмотря на то что технологии дополненной реальности достаточно новы, они уже доказали свою эффективность во многих областях.
- В ритейле AR позволяет увидеть товар в реальных условиях, что ускоряет принятие решения о покупке.
- В бизнес-среде — повышает оперативность рабочих процессов. В сфере игр и развлечений приложения дополненной реальности позволяют бесконечно долго удерживать пользователей на крючке (PokemonGo тому свидетельство).
Популярность AR легко объяснима.
Такие приложения максимально адаптированы к естественной модели поведения человека. Технологии дополненной реальности снижают трудозатраты на взаимодействие, уменьшают когнитивную нагрузку на пользователя, сочетают в себе несколько источников информации и минимизируют переключение внимания.
В перспективности AR сомневаться не приходится. Важно только, чтобы создаваемые AR-приложения были действительно полезны целевой аудитории.
Что надо учитывать дизайнерам и разработчикам
Интерфейсы приложений дополненной реальности имеют как минимум 2 отличительные особенности.
Это 360° охват моделируемого объекта и наличие Z-оси (глубина). То есть разработчику и дизайнеру придётся выйти за привычные рамки экрана. Нужно создавать объекты для размещения в реальном пространстве.
Поскольку AR-приложения выходят за пределы дисплеев смартфонов и планшетов, появляются дополнительные стандарты взаимодействия. Помимо привычных нажатий и смахиваний для управления расширением реальности могут применяться естественные для природной среды движения, жесты, голос.
AR-приложение должно легко приспосабливаться к различным физическим пространствам.
К примеру, покемона можно было искать и в городе, и в горах, и даже на производственных объектах. Сегодня создаются специальные юзабилити-лаборатории, позволяющие протестировать продукт в различных интерьерах и экстерьерах, при различном освещении и погодных условиях.
Приложение должно быть удобным для пользователей.
При проектировании интерфейса важно учитывать, как люди держат устройство наблюдения, каким образом взаимодействуют с 3D-объектом, чтобы свести их трудозатраты к минимуму. Если вы разрабатываете приложение для портативного, а не носимого, устройства, выясните, сидя или стоя его будут использовать и каким пальцем будут управлять.
Постарайтесь исключить риск провоцирования психических расстройств. Придерживайтесь рекомендуемой частоты смены кадров в 60 fps и не растягивайте сильно момент взаимодействия с виртуальным объектом.
«Увлекательный мир AR-дизайна, где виртуальное и реальное сливаются воедино!»
о специфике дизайна AR-приложений можно узнать из этой статьи.