По мнению некоторых специалистов, наша карьера не что иное, как цепочка перепродаж- самого себя, причем все с большей выгодой. Безусловно, эта позиция подразумевает, что вы не будете сидеть всю жизнь на одном месте, в одной фирме и на одной должности.

Так можно добиться только весьма туманной перспективы получения именных часов к пенсии в качестве подарка за выслугу лет…

Последний вариант более характерен для восточной, в частности, японской деловой культуры (так называемый пожизненный найм.) А вот, к примеру, американцы считают, что для поддержания профессионального тонуса и товарной цены человек должен менять работу каждые 3-4 года.

Для России с ее непредсказуемой экономикой более характерна именно эта позиция. И отечественные карьеристы с должным пиететом относятся к служебной миграции.

Итак, вы чувствуете, что «засиделись», испытываете раздражение ко всему, что вас окружает на привычном рабочем месте — от пыльного кактуса на подоконнике до стальных недружелюбных глазок своего босса.

Диагноз ясен — вы созрели для перемены работы. И теперь вам нужно будет стать своим собственным маркетологом, чтобы задорого и с прицелом на долгосрочную перспективу продать свой эксклюзивный товар — то есть себя.

Уходя — уходи?..

Переход на новое место работы нужно начинать- с последней попытки остаться на старом. Мы не советуем вам уходить со скандалом, поставив своего начальника перед выбором — или я сейчас же ухожу, или вы немедленно повышаете мне зарплату в 2 раза. Дело закончится отказом, и вы уйдете с позором.

Такой поворот вещей может плохо сказаться на вашей репутации, и не удивляйтесь, если на следующем месте работы вас встретят недоверчиво — слухами-то земля полнится!

Неудачник или победитель?

Для удачливого карьериста, который уже что-то представляет собой в профессиональном плане, не имеет смысла идти традиционным путем поиска работы, заявляя на весь мир о том, что вы ищете новое место.

Поиск должен осуществляться как бы невзначай, пусть все вокруг думают, что для вас новое место — не вопрос жизни и смерти, а всего лишь очередная ступенька в карьере. Если вы решили обратиться за помощью в рекрутинговые агентства, настаивайте на том, что вы сами выберете тех потенциальных работодателей, которым будет выслано ваше резюме.

Иначе вы попадете в неловкое положение, когда ваше резюме будут с удивлением и тайным злорадством читать ваши знакомые, бывший начальник или коллеги.

Профи знает себе цену

Уточним «торговую терминологию». Когда вы устраиваетесь на работу в первый раз, вы предлагаете в качестве товара себя самого. Когда же вы состоялись как специалист, вы уже повышаете стартовую стоимость, предлагая в качестве товара свою квалификацию. Она состоит из умений, навыков, опыта, связей.

Все это вы должны продемонстрировать работодателю. Плюс ваше отличное знание рынка в целом и своей области в частности. Кроме того, как мы уже не раз писали, сегодня в большой цене специалисты-универсалы.

Если вы не просто программист, но и веб-мастер, и администратор сетей; если вы не только главный бухгалтер, но и финансовый аналитик, ваши шансы резко возрастают.

Собеседование с потенциальным работодателем надо выстраивать не как экзамен или жалобный монолог соискателя, а как равноправную деловую беседу. Босс должен увидеть в вас человека «своего полета», который органично впишется в систему корпоративных отношений, принятую в фирме.

Но будьте осторожны, чтобы в вас не увидели зубастого карьериста, готового идти по трупам, если того потребуют амбиции. Ловкая балансировка между этими двумя полюсами и отличает профессионала от непрофессионала.

Будьте готовы к тому, что вас спросят: «Что вы хотите?» (подразумевается «от нас»). Этот вопрос лучше «переиначить», сказав примерно следующее: «Я пришел выслушать ваши предложения». Тогда интервьюер поймет, что не на того напал, что перед ним — не соискатель, а настоящий профессионал, для которого свет клином не сошелся на этой конкретной фирме.

Но, в то же время, вы должны показать свою заинтересованность и симпатию к компании, обрисовав тот круг обязанностей, которые вы бы хотели делать на новом месте.

До сих пор для большинства из нас, даже самых завзятых карьеристов, представляет определенную сложность вопрос о зарплате. Ответ на него связан с тем, насколько адекватно вы себя оцениваете. Если вас спросят: «Сколько?», лучше сначала спросить: «А что вы могли бы предложить?»

Надо иметь в виду, что существует такая вещь, как штатное расписание, и ради вас зарплату, заложенную в нем, повышать в 2 раза никто не будет. Но все-таки вы можете сказать следующее: «На прошлой работе мне платили за такой-то объем работы столько-то. На данный момент я ставлю своей задачей зарабатывать столько-то».