Вот и добрался я до такой темы, но буду говорить более грамотно, расскажу о бизнес модели, при которой нужны минимальные финансовые вложения для старта.
Называется она вот так:
Бутстрэппинг — начало и развитие своего бизнеса при очень незначительном финансировании извне или при полном его отсутствии.
Как набрать обороты, стартуя бизнес без инвестиций?
«Билл Рейчел, управляющий директор Garage, любит говорить предпринимателям, что шансы собрать венчурный капитал приблизительно равны шансам поймать
удар молнией, стоя на дне бассейна в солнечный день.
Он конечно утрирует. Шансы куда ниже»
Гай Кавасаки
Многих начинающий бизнесменов волнуют как правило три вопроса:
- Как выжить на начальной, безденежной стадии бизнеса?
- Как выбрать эффективную бизнес модель?
- Как быстро занять себе место на рынке?
Многие крупные компании начинали тоже с бутстреппинга, например, Hewlett-Packard, Dell, Microsoft, Apple, e-Bay.
То есть они стартовали с небольшими бюджетами, ну а потом раскручивались, наращивали обороты и расширялись, постепенно превращаясь в гигантов.
Можем ли им повторить их путь?
Вот у меня скажем, есть пару идей, можно сочинить структуру бизнеса, но вот бюджета приличного нет.
В интернете много можно найти советов о том как раскручивать бизнес без вложения.
Но само по себе, что угодно, без вложений-иллюзия.
Вкладывать придется, если не деньги, то свои силы, вот скажем вам нужно настроить контекстную рекламу, а денег нанять хорошего рекламщика нет, получается нужно учиться самому и потом делать все своими руками.
Главная задача нарастить кассовый оборот, а потом работать над прибыльностью. Это ключевая черта бутстреппинговой модели, все остальные параметры, такие как рентабельность,
доля рынка или бренд менеджмент, отодвигаются на второй план.
- Минимизация цикла от поступления заказа до получения денег за готовый продукт;
- Упор на создание регулярных источников дохода;
- Продажа товаров или услуг по рекомендациям.
В плане управления финансовыми потоками предпринимаются два действия:
- Все потенциальные заказы делятся на две группы: краткосрочные и долгосрочные,
приоритет отдается первым, то есть тем, которые могут быстро принести реальные деньги;
- Расходы минимизируются и проводятся по договоренности с подрядчиками
о максимальном переносе сроков оплаты.
Проанализируйте ситуацию с кадрами, подумайте где можно сэкономить (но только не в ущерб качеству), нанимать персонал нужно по минимуму, многие кадровые дыры придется закрывать самому.
В этом одна из особенностей. Придется многому научиться и многое понять.
Говорят, что лучше учишься на своих ошибках, так бывает и с началом нового дела. Все не предусмотреть.
Общее правило такое: чем меньше у вас ресурсов, тем больше придется думать. Как минимум продумайте все негативные сценарии. Просто задайте себе вопрос: почему может не получиться? И придумайте как можно больше вариантов. Такой прием откроет глаза на некоторые детали, которые вы раньше не замечали.
Как прогнозировать продажи в Бутстреппинговой стадии развития бизнеса?
Фатальная ошибка — это расчет, исходя из будущих денежных поступлений и объема рынка, мин. доли, которую вы планируете занять.
Например:
Вы планируете создать компанию, предоставляющую бухгалтерские услуги дистанционно, через интернет;
- В России более 4 млн юридических лиц;
- Например, 5% из них планируют заказывать дистанционное бухгалтерское сопроводжение;
- Мы охватим 10% этой потенциальной группы;
- Каждый контракт будет приносить в среднем 12 000 рублей;
- В итоге получаем юр. лиц 4 млн * интересующуюся аудиторию 5%* долю рынка 10% *12 000 рублей = 240 000 000 рублей
- И бонус, посмотрите, насколько занижены расчеты ))
Выбрав большой рынок легко ввести себя в заблуждение, что успех быстро достижим.
Бутстреппинг — это подход, обязывающий смотреть правде в глаза:
- Каждый менеджер отдела продаж способен дозвониться до 20 потенциальным клиентам в день;
- В году 230 рабочих дней;
- 5% потенциальных клиентов, которым удалось дозвониться, превратятся в реальных в течение 3х месяцев;
- Каждая успешная продажа принесет в среднем 12 000 рублей;
- У нас есть возможность нанять 3-х продавцов;
- В итоге:
10 звонков*230 рабочих дней*5% реальных заказов*0,75 (клиенты заинтересовавшиеся
в последний квартал, сделают заказ только в следующем году)
*12 000 рублей* 3 продавца = 3 105 000 рублей.
Вторая модель прогнозирования дает гораздо более реалистичный прогноз объемов продаж,
чем самая пессимистичная первая.
Можно поспорить насчет количества звонков или % успешных сделок, но второй подход дает
более точный результат.
Залог успеха:
— это немедленный вывод продукта или услуги на рынок.
Сначала продайте экспериментальные образцы, а потом дорабатывайте по запросам клиентов.
Такой шаг дает немедленный приток наличности и объективные отзывы от потребителя.
Но нужно аккуратно следить за качеством предоставляемого продукта,
чтобы сохранить репутацию и далее без проблем перейти к массовым продажам.
Забота о репутации — это важно, поэтому перед стартом продаж нового продукта задайте себе несколько вопросов:
- Обгоняет ли ваш продукт конкурентов по потребительским свойствам?
- Есть ли у нас группа людей или компаний, готовых выступить «полигоном» для испытаний?
- Насколько продукт удовлетворяет потребности потенциальных заказчиков?
- Какой вред покупателю может нанести товар или услуга в ее нынешнем виде?
- Достаточно ли мы провели испытаний изделия, чтобы быть уверенными в его действенности?
- Хотели бы вы, чтобы ваши близкие пользовались этим продуктом?
- Через сколько дней у предприятия закончатся деньги, если вы не начнете продавать?
Последний вопрос отрезвляет. Хорошая репутация продукта поможет в будущем запустить сарафанное радио и привлекать клиентов без больших вложений в рекламу. Как говорят: хороший продукт продает сам себя.
Если вы чувствуете, что продукт еще надо доработать, но продажи уже надо стартовать сейчас,
то используйте следующий алгоритм:
- Начните тесно общаться с потенциальными заказчиками;
- Договориться об оказании консалтинговых услуг за почасовую оплату, в вашей сфере
компетенций;
- Параллельно выявляйте потребности и дорабатывайте продукт, в соответствии с
пожеланиями конкретных клиентов;
- Когда клиенты, которых вы консультировали стали приобретать доработанный продукт,
то от консалтингового бизнеса постепенно отходите;
- Сконцентрируйтесь на развитии систематичных массовых продаж продукта.
Ключевые правила Бутстреппинга по Гаю Кавасаки:
- Ставьте конкретные цели. Точность постановки задач определяет вероятность ее выполнения;
- Контролируйте динамику показателей. Только измеряя результаты работы
можно понимать уровень продуктивности сотрудников. Постоянно проводите «замеры»
и исправляйте проблемные области бизнеса;
- Наделяйте ответственностью. Если вы более 10 секунд не можете найти желающего
взять на себя ответственность за новую задачу — у вас проблемы.
Профессиональные сотрудники готовы взять на себя ответственность за конкретные результаты всегда;
- Поощряйте результативных. Поощряйте тех, кто быстро и успешно справляется
с поставленными задачами, а не пассивных наблюдателей;
- Всегда доводите начатое до конца.
- Будьте реалистами и смотрите правде в глаза, только так можно принимать адекватные решения.
По поводу последнего пункта особенно важно, многие кто начинает свое дело загорается большой мотивацией и людям кажется что им и море по колено. А потом они встречаются с реальностью и понимают, что в море можно и утонуть. Если оценить статистику, то можно понять что большое число начинающих бизнесов терпят крушение.
Поэтому продумайте все, избавьтесь от иллюзий, разложите все по полочкам, сделайте несколько тестовых запусков, чтобы понять как реагирует рынок. А получив обратную связь от ваших действий можно уже корректировать планы и запускаться на полную мощность.
На этом все, надеюсь эта информация была полезная для вас. Успехов Вам и вашему делу. Читайте мой блог.
Читайте также:
Как бросить курить раз и навсегда.