Дорогостоящие ошибки в бизнесе.
Ошибки в бизнесе…или причины неудач на пути к успеху в бизнесе. Любой, кто хоть раз начинал свой бизнес оступался через них. Это не ошибки в стратегии продвижения товаров или в оценке конкурентов, это по большей части причины внутреннего характера, обусловленные психологией поведения в различных ситуациях и особенностям принятия решения.
Ошибки тех кто начинает свое дело
Сначала рассмотрим ошибки присуще новичкам, то с чем побольше части сталкиваются те люди, которые оставили наемный труд и решили посвятить себя своему делу, такое изменение личной стратегии дается не легко, появляются новые условия, но человек какое то время действует по алгоритмам которые он использовал будучи наемным работником, что приводит к фатальным ошибкам в бизнесе, а в конечном итоге к провалу. Чтобы этого не было, нужно осознавать эти ошибки и научиться адаптировать свое мышление к новым правилам игры.
Неделанье
Это ТОП 1 ошибок начинающего бизнесмена, они подстерегают тех бросил работу на кого то и решил заняться бизнесом и фрилансом.
Могу сказать, что это совершенно особенное состояние, которое я испытал на собственной шкуре. Когда вы начинаете работать на себя, оставляете наемный труд, то как правило умение работать по собственной инициативе у вас не развито или полностью отсутствует, работая на кого то вы все делаете под воздействием внешней мотивации, переходя под собственное управление, внешний фактор исчезает и все задачи по мотивации ложатся целиком на ваши плечи.
Но мозг работает по старым принципам, он все еще «ходит на работу», он не успел перестроиться под новый условия. И вот в чем это проявляется. У вас, допустим есть какие то идеи, вы начинаете день, сидите что то делаете, что то полезное и нужное…потом проходит день и вы не можете точно сказать, а что собственно говоря вы сделали за сегодня?
Этот вопрос вызывает легкое замешательство, на него сложно сразу ответить, вы начинаете что то придумывать, а потом отвечаете: ну я же это… сделал сегодня это и то.
Такое пример просто классика, поэтому первое что нужно сделать это некий апгрейд мышления, ведь мышление наемного работника может быть настроено на процесс работы, у многих так и есть, ходишь на работу что то делаешь, в этом случае человек является частью процесса, результаты получает кто то другой, а он только зарплату.
В бизнесе же все наоборот, разум должен быть сфокусирован на результате, нужно не что то делать, а достигать конкретных целей за конкретные сроки. Такому подходу сразу не научишься он внедряется постепенно, а потом становится привычкой.
Неоправданные риски.
Современная экономика, это экономика впечатлений, где решения принимаются не на основе рациональных выводов, а исходя из психологической оценки, что не всегда приводит к эффективным решениям.
Деньги можно рассматривать как синоним безопасности, если их много или достаточно, то человек ощущает себя в безопасности, а если денег критически мало, то человек действует в состоянии стресса. Это приводит к тому, что поведение человека зависит от ситуации и состояния.
Отсюда вывод, что выигрыш менее значим, чем потери как следствие этого упор делается на минимизацию рисков. И обратная ситуация, если выигрыш менее значим, чем потери, то в ситуации потерь, появляется склонность к неоправданному риску.
Рассмотрим эту ситуацию на одном реальном примере.
Тендер на ремонт школ.
В качестве примера приведу такую историю. В одном из районов Москвы разыгрывался тендер по ремонту школ, 10 или 15. Одна фирма занимавшаяся ремонтами решила во что бы ни стало выиграть это тендер, они использовали ценовую стратегию, они сильно понизили цену за свои услуги, в результате тендер они выиграли. Но после подсчетов оказалось, что денег у них не хватит даже чтобы отремонтировать одну школу.
И что они делают, вместо того чтобы признать свою ошибку и принять потери (потеря тендера, выплата штрафа). Они берут авансы со всех школ чтобы отремонтировать одну, но денег все равно мало, тогда они начинают брать личные кредиты, в общем ситуация развивается до абсурда.
На психологическом уровне им казалось, что они исправляют ситуацию, а на самом деле они её усугубляли с каждым следующим шагом, что оказало разрушительное влияние на их компанию.
Это реальный пример, когда в ситуации потерь человек не действует рационально, а идет на неоправданный риск руководствуясь эмоциями, что приводит к фатальным ошибкам для бизнеса.
Такое поведение еще можно увидеть в фильмах, когда герой совершив ошибку, пытается её исправить, но в результате проблема разрастается еще больше, это есть в не которых триллерах, когда совершив небольшое преступление, герои пытаются избежать последствий совершая другое преступление, более серьёзное чем то что хотят скрыть. Все эти действия ведут еще к большей катастрофе, но человек этому не отдает отчет.
Эта ошибка одна из самых серьезных для бизнеса, чтобы её не допускать, нужно осознано относится ко всему что происходит, в случае критической ситуации быть готовым понести небольшие потери, то есть нужно действовать рационально, игнорируя эмоции.
Оптимистичное искажение
Зачастую при планировании новых проектов, создании бизнесе происходит оптимистичное искажение, то есть доходы планируются выше, расходы ниже, в качестве ориентира берется некий позитивный сценарий. Такое поведение сильно искажает реальное состояние дел, что в будущем приводит к убыткам. В основе оптимистичного искажения лежит игра эмоций, которые прикрашивают картинку будущего.
Поэтому планируйте консервативный сценарий развития проекта, старайтесь минимизировать риски и первоначальные вложения, отказывайтесь от слишком рискованных проектов.
Одним из видов оптимистичного искажения является упрощенная оценка. Особенно характерно для начинающих бизнес с нуля, без опыта. Оценивая перспективу будущего бизнеса человек рассуждает поверхностно, вот сейчас уйду с работы и начну сове дело… примерно так, на самом же деле, разум не хочет оценивать множество параметров будущего проекта, он подсовывает упрощённый анализ, в котором была произведена оценка только нескольких ключевых факторов, в результате получается много белых пятен, которые проявляются только тогда вы сталкиваетесь с необходимостью реализовать проект.
И на деле все оказывается намного сложней чем представлялось ранее, одна из причин многих провал новичков. Чтобы избежать этого планируйте консервативный вариант, думайте о деталях, задавайте себе массу вопросов о том как и что будет реализовано.
Следующим уровнем позитивного искажения является феномен под названием «ловушка согласия» он появляется в командах и приводит ко многим ошибкам в бизнесе. Это происходит когда команда планирует какой то проект то все соглашаются, особенно если руководитель согласен, и они начинают верить что у их проект реализуется так как они задумали. Ну а на практике все может быть с точностью до наоборот.
Таблеткой от ловушки согласия и от других проявлений позитивного искажения является:
Упражнение «Прижизненный эпикриз»
Это упражнение было рассказано на семинаре Всемирного экономического форума в Давосе.
Звучит оно так.
Если бизнес оказывается на пороге принятия важного решения, на этапе разработке и планирования, то необходимо собрать команду, которая задействована в принятии этого решения и предложить им сделать мозговой штурм:
«Представьте, что вы попали в будущее. Мы реализовали наш проект, но последствия оказались катастрофическими. Просим вас за 5–10 минут вкратце изложить историю катастрофы –как все произошло».
Это упражнение позволяет проверить планируемый проект на предмет угроз, оно поможет выявить то что было упущено из внимание и более взвешено принять решение.
Подведя итог можно сказать, что во многих случаях решения принимаются иррационально, происходит искажения реальной ситуации, нужно всегда включать рациональный ум. Особенно при необходимости расстаться с убыточным проектом, здесь даже бывают такие ситуации, умышленно создаваемые, когда фирмы разработчики, создавая клиенту проект, стараются добиться максимальных вложений со стороны клиента, для того чтобы потом, когда станет ясно, что проект не удался, клиенту стало жалко вложенных средств и он его не закрывал.