Прочитав интервью с Ричардом Брэнсоном о корпоративной культуре, я начала вспоминать, встречала ли когда-нибудь реально в своей жизни что-нибудь подобное. Видела ли образцы увлеченной командной работы, примеры высокой корпоративной культуры?

Думала долго – яркой картинки из жизни не возникало. А потом вспомнила.

Вспомнился мой первый выезд из Союза, тогда еще в Югославию. Боинг – команда на борту: стройные, высокие красавцы стюарды и стюардессы. Помню, когда мы шли по аэропорту, я видела, как они, весело разговаривая, вместе уходили домой. Молодые, лёгкие – другие…

Так тогда меня встретил параллельный мир, в который, после проверки моей благонадежности, меня, ладно уж!, пропустил райком комсомола. Было такое! Хоть сейчас и трудно поверить, что было. Боялись, что увидим много хорошего. Как показало время, напрасно боялись. Ездить-то туда мы ездим, но чтоб очень уж старались сделать, чтоб и у нас было как-то культурнее – так нет.

Но учиться никогда не поздно. Никогда не поздно пить витамины для ума. Поэтому послушаем, что скажет нам самый экстремальный миллионер нашего времени.

А говорит он, что, когда он с несколькими друзьями начинал свой бизнес 40 лет назад, у них не было какого-то бизнес-плана. Да и если бы им тогда в голову пришла мысль запланировать, что к 2011 году они будут иметь 400 разных бизнесов по всему миру и 50 000 сотрудников, они бы потерпели неудачу.

Как показывает опыт, если есть «правильный» способ развивать корпоративную культуру, то это должно быть органично.

Мало кто из начинающих предпринимателей задумывается о корпоративной культуре до того момента, когда она сама собой установится.

Но если отметить, что с самого начала делалось правильно, так это то, что при составлении планов каждый в команде Брэнсона был уверен, что они получают удовольствие работая вместе, и каждый, у кого появлялась хорошая идея, был полноправным участником обсуждения и составления планов по её воплощению. Как показало время, люди, работающие в дружеском окружении, терпимом к ошибкам, и уполномоченные самостоятельно принимать решения о том, как им лучше выполнять свою работу, находят самые лучшие варианты обслуживания клиентов.

Когда вы решаете, какие должны быть приоритеты ваших коллег, помните что-то, как вы обращаетесь с вашими клиентами, и формирует вашу корпоративную культуру.

Ставьте ваш персонал на первое место, слушайте их, принимайте их идеи и предложения.

Предприниматели, развивая свой бизнес, как правило, не придают значения такой вещи, как менеджмент успеха. Когда дела идут хорошо, главные менеджеры начинают уделять внимание только увеличению прибыли любой ценой, оставляя позади всё, что делало бизнес особенным. Учредитель обычно обустраивается в угловом офисе на верхнем этаже и на первый этаж никогда больше ни ногой. Сотрудники, которые раньше были неотъемлемой частью успеха компании, вдруг видят, что они последними узнают, что происходит, и что их мнение не ценится и не требуется.

Поэтому старайтесь, чтобы ваша компания развивалась в комфортной атмосфере,и везде, где только возможно, подключайте ваших сотрудников к процессу эволюции компании.

Какое бы направление вы не выбрали, следите, чтобы ваше движение вперёд опиралось на прежние успехи компании, и чтобы оно совпадает с вашей корпоративной культурой и с видением будущего, которое вы выработали вместе с вашими сотрудниками.

Вот такие простые, понятные и как будто не новые советы даёт самый позитивный миллионер нашего времени. Только одна очень существенная деталь: он советует, он делал, делает, и его результат – явное доказательство того, что всё это стопроцентно работает!