Идея этой матрицы принадлежит бостонской консалтинговой группы. Её основатель Брюс Хендерсон говорил:

Успех компании обеспечит линейка продуктов с разными долями на рынке и темпами роста спроса.

В чем суть

Смысл этой матрицы в том чтобы разделить все продукты компании на 4 разные группы. Которые отличаются по уровню спроса, положения на рынке и инвестициям. 

На картинке вы видите как это выглядит. 

Матрица бостонской консалтинговой группыТоварная линейка разделена на четыре группы: дойные коровы, звёзды, собаки и знаки вопроса. Сейчас я расскажу, что означает каждая из этих категорий. 

Дойная корова

Из названия понятен сам принцип, это те продукты которые переносят постоянную прибыль и не требует больших финансовых вложений, они пользуются спросом и занимают прочное положение на рынке. 

Эти продукты и услуги приносят основную прибыль компании.

Они надёжные и на них можно рассчитывать в будущем. Они могут составлять основу продуктовой линейки. 

Звёзды

Продукты и услуги с растущим спросом, требуют инвестиций для продвижения, но и приносят хорошую прибыль. Они занимают мощное положение на рынке, постоянно растут продажи, требуют вливаний инвестиций. 

Самый идеальный сценарий, чтобы продукты звёзды в будущем стали продуктами дойными коровами.

Собаки.

Продукты которые не имеют спроса, не приносят хорошую прибыль и требуют финансовых вложений, но не окупаются. Компания должна от них избавляться, они не смогли выстрелить, поэтому просто тянут  вниз.

Вопросы.

Это тот случай, когда непонятно какой будет спрос, как продукт понравится потребителям, какое можно занять место на рынке. Такие варианты требуют инвестиций и непонятно что будет дальше. 

Есть два пути: продукт станет звездой или станет собакой. 

Здесь располагаются различные проекты в новых нишах, новые продукты, всё что имеет определенную долю риска и неопределенности.

Концепция развития компании на рынке:

Из продуктов вопросов получать продукты звёзды, которые потом станут дойными коровами и избавляться от собак.

Вот такая стратегия бостонской консалтинговой группы. Её можно применять в самых разных бизнесах. 

Когда речь идет о интернете или например продается всего один продукт (хотя ничто не мешает создать продуктовую линейку),  можно рассуждать о разных источниках трафика. 

Вы также можете их определить в группы, всегда есть источники дающие хороших клиентов, их можно назвать дойными коровами и будут те в которых вкладывают много денег, но от них мало толку. 

Соответственно вы можете избавляться от неэффективных источников, инвестировать в результативные.

Иногда бывает, что компания не производит никакого анализа и вкладывает деньги сразу во все свои решения. 

Но когда всё раскладывается по матрице. Становится понятным, что есть области в которые не стоит инвестировать. От которых нужно срочно избавляться из-за их убыточности и бесперспективности. 

Видео версия статьи: 

P.S.

Во всём должен соблюдаться баланс, дойные коровы обеспечивают не только стабильность, но и пополняют фонды для инвестиций. Звёзды, обладая высоким потенциалом создают будущее для компании. Матрица устроена сложно, она должна постоянно анализироваться и обновляться.

бокал