Вопрос, как работает франшиза, можно смело отнести к категории самых популярных среди других экономических элементов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности.
Сформировавшийся в нашем обществе стереотип, о том, что франчайзинг связан исключительно с популярными ресторанами и заведениями быстрого питания, только частично раскрывает суть данного понятия.
На самом деле, представленная экономическая категория не зависит от направления коммерческой деятельности, а существующие на данный момент типы франшиз распространены, как в общественном питании, так и в финансовом секторе или здравоохранении.
В этой статье Вы найдете массу полезной информации, которая поможет понять, что такое франшиза, где она используется и как работает.
После ее прочтения даже человек, который не имеет экономического образования и никогда не занимался предпринимательской деятельностью, сможет понять, какую роль играет франчайзинг в современном бизнесе, а также определить, его практическое значение для реализации конкретного коммерческого проекта.
Изложенная информация представляет интерес для начинающих предпринимателей, их более опытных коллег, студентов и сотрудников экономических вузов, а также обычных граждан, которые увлекаются изучением данной темы.
Как работает франшиза — суть франшизы
Для того чтобы понять, как работает франшиза, необходимо разобраться, что это такое, в чем ее смысл и кто имеет отношение к данной категории современной предпринимательской деятельности.
Выражаясь простыми словами, без применения экономической терминологии, можно сказать, что франшиза – это долгосрочная аренда действующего бизнеса на определенных условиях.
В данном случае подразумевается все, что имеет отношение к конкретному бренду: технологии, торговая марка, определенный алгоритм поведения и другие нюансы, отличающие данную компанию от конкурентов в своей сфере деятельности. Многих читателей интересует вопрос, почему именно аренда, а не покупка, но для детального ответа необходимо сначала разобраться со всеми нюансами франчайзинга (после чего, Вы сможете сделать свои собственные выводы).
В данном виде делового сотрудничества принимают участие две стороны:
Владелец торговой марки, который предоставляет лицензию на право осуществлять предпринимательскую деятельность (со всеми вытекающими нюансами) от его имени – франчайзер, а также покупатель предоставляемых прав, технологий, фирменных знаков и т. д. – франчайзи.
В структуре этих деловых отношений особое место занимает идеальное соблюдение стороной, которая покупает бизнес, всех инструкций, правил, рекомендаций и других обязательств, прописанных в договоре франшизы.
Если франчайзер требует, чтобы в ресторане официанты носили шапочки ядовито-зеленого цвета, значит, франчайзи должен выполнить этот пункт, и темно зеленый или другой оттенок головных уборов будет считаться нарушением договора.
Главный плюс организации своего дела по франшизе заключается в том, что Вам не нужно создавать бизнес-модель с нуля.
Вы начнете коммерческую деятельность с этапа, для достижения которого своими силами нужно от двух до пяти лет. Очень часто франчайзи покупает бизнес, а через месяц начинает получать стабильную прибыль, минуя период становления, достижения точки безубыточности и т. д.
В нашей стране, практически в каждой отрасли экономики (если брать популярные направления коммерческой деятельности) можно найти несколько серьезных компаний, предлагающих купить бизнес по франшизе.
Для того чтобы выбрать действительно лучшего представителя в своей отрасли, необходимо:
- внимательно изучить все этапы развития компании;
- проанализировать примеры других бизнесменов, которые воспользовались предложением данного франчайзера;
- ознакомиться со всеми нюансами будущего сотрудничества (узнайте, что входит в предлагаемый франчайзинговый пакет, Ваши права и обязанности, размер стартового капитала, рентабельность, окупаемость бизнеса и т. п.).
Для принятия окончательного решения, опытные предприниматели рекомендуют воспользоваться услугами специалистов, которые хорошо разбираются, как в теоретических аспектах коммерческой деятельности, так и во всех ее практических нюансах. Если Вас все устраивает, можно переходить к изучению и подписанию договора с франчайзером.
Данный документ включает следующие важные позиции:
- предмет и участники соглашения (франчайзер предоставляет франчайзи права на бизнес, которые выражаются в передаче технологий, торговой марки, бизнес плана и т. п.);
- документ должен соответствовать всем юридическим требованиям и это нужно подтвердить в государственной службе по надзору за интеллектуальной собственностью;
- в договоре фиксируется сумма денежного вознаграждения и порядок его выплаты;
- права и обязанности участников сделки (франчайзер должен предоставить точные инструкции по организации бизнеса, составить бизнес план, обеспечить поддержку на всех этапах организационного процесса, провести обучение персонала и т. п., а франчайзи обязан соблюдать требования владельца бизнеса);
- особые условия (например, франчайзер может запретить вести конкурентную борьбу с другими своими франчайзи); дата подписания и период, когда контракт имеет юридическую силу.
Еще до подписания договора, Вы можете детально изучить, как работает франшиза в бизнесе, проведя тщательный анализ деятельности компании франчайзера. Это поможет Вам окончательно убедиться в том, что Вы сделали правильный выбор или даст возможность избежать серьезных ошибок.
Без чего невозможно организовать бизнес по договору франшизы
Многие читатели, скорее всего, догадались, что данный вид сотрудничества не требует от франчайзи наличия каких-то знаний, технологий, бизнес-планов и т. п.
Но существуют определенные нюансы, без которых Вы не начнете строить бизнес по франшизе. Как правило, у Вас должно быть помещение, соответствующее требованиям франчайзера и юридическим нормам для Вашей будущей коммерческой деятельности.
И самый важный вопрос – наличие определенной денежной суммы, которая включает оплату услуг франчайзера и стартовый капитал для приобретения средств производства, регистрации в ФНС и других государственных учреждений, закупки сырья и расходных материалов на первый месяц работы, ремонт в помещении и т. д.
Вознаграждение продавца бизнеса состоит из паушального взноса (одноразовое вознаграждение для франчайзера) и роялти (ежемесячные платежи, сумма которых зависит от объема валового дохода).
Опытные субъекты предпринимательской деятельности не рекомендуют заключать договор франшизы, если: данное направление деятельности является достаточно сложным с технической стороны, а Вы не имеете опыта работы в этой отрасли; есть примеры обанкротившихся франчайзи;
Вы не уверены в том, что спрос на выпускаемую продукцию сохраниться продолжительный период времени; этот бизнес нуждается в наличии узкопрофильных специалистов, услуги которых могут стоить в несколько раз дороже, чем средняя зарплата в отрасли; видите определенные нестыковки между тем, что обещает франчайзер и реальной ситуацией на рынке выпускаемой продукции.
Основные плюсы и минусы работы по франшизе
Среди главных достоинств франшизы можно выделить следующие:
Занимаясь производством и реализацией известной продукции, Вам не нужно тратить деньги и время на ее раскручивание и продвижение, что не только позволяет снизить расходы на рекламу, но и дает возможность получать прибыль с первых дней работы. Нет необходимости ждать, когда продукция станет узнаваемой.
Франчайзер берет на себя обязательства по обучению персонала и организатора бизнеса. Даже если Вы будете работать в отрасли, в которой плохо ориентируетесь, Вам помогут изучить главные моменты данного направления коммерческой деятельности, что поможет избежать ошибок, которые часто допускают новички.
Если возникнут какие-то форс-мажорные обстоятельства, Ваш партнер обязательно окажет необходимую помощь, вплоть до предоставления льготных кредитов, а если произошел сбой и отклонения в развитии новой компании по вине франчайзера, он обязательно устранит ошибки за свой счет. Подобный сценарий для обычного бизнеса является настоящей фантастикой.
Глобальные проблемы или кризисные явления, которые коснулись всей отрасли намного проще решить и пережить совместно с надежным партнером, чем в одиночку.
Предпринимательская деятельность по франшизе имеет свои недостатки:
Прежде всего, для работы по договору франшизы Вам понадобится намного больше денег, чем в случае организации аналогичной фирмы без помощи франчайзера. Добавьте к сумме стартового капитала для создания полноценного предприятия вознаграждение по договору франшизы, а это, как правило, приличные деньги.
Самый главный недостаток для независимых людей, которые ценят собственную свободу и возможность выбирать то, что им нравится, огромное количество правил, инструкций и ограничений, нарушение которых грозит серьезными финансовыми санкциями, а в некоторых случаях, прекращением сотрудничества. Даже зеленые головные уборы для официантов (о них упоминалось в начале статьи) могут стать причиной серьезных проблем.
Предприниматели, которые хорошо знают, что такое франшиза, считают, что данный вид организации бизнеса имеет огромный минус – это принудительная привязка к поставщикам оборудования, сырья, расходных материалов и т. д.
Заключив договор франшизы, Вы часто соглашаетесь на то, что Вам придется работать с конкретными фирмами, а это может негативно отражаться на результатах хозяйственной деятельности и таких показателях, как рентабельность, производительность и т. д.
Иногда франчайзер руководствуется критериями, которые являются оптимальными для одного региона, но в Вашей ситуации не относятся к категории перспективных, что существенно тормозит развитие Вашего бизнеса.
Хорошо, когда есть возможность периодически встречаться с руководством компании и обсуждать подобные нюансы, но часто бывают ситуации, полностью исключающие возможность внесение рациональных корректив в обязательный бизнес-план.
Договор франшизы может состоять из 100-150 страниц текста, который физически очень трудно освоить, особенно человеку, который не имеет экономического образования и опыта предпринимательской деятельности. Это может стать причиной ошибок, которые не связаны с преследованием каких-то личных целей.
Экономические показатели бизнеса по франшизе
Рассмотрим некоторые примеры из реальной жизни, которые показывают, сколько денег необходимо для открытия своей фирмы по договору франшизы и когда вложенные инвестиции вернутся в полном объеме.
Если Вы решили открыть пиццерию от известных в этой сфере деятельности компаний, тогда Вам понадобиться стартовый капитал от 2-х до 10 млн. рублей. Из этих денег первоначальный или паушальный взнос составит 350 тыс. -1 млн. рублей, а ежемесячные отчисления от оборота – 2-7%. Но уже через год, а при самых пессимистических прогнозах – через два, Вы сможете вернуть свои инвестиции и будете работать только на собственное обогащение.
Если Вы решили вложить свои сбережения в медицину, тогда общий размер инвестиций составит 1-4 млн. рублей, паушальный взнос – 300 тыс., роялти – 28 тыс., а окупаемость данного бизнеса не превысит 1-2 года.
Учитывая достаточно тяжелую экономическую ситуацию в нашей стране и практически полное отсутствие поводов для оптимистических прогнозов, можно назвать эти показатели очень интересными. Тем более что такие вещи, как питание и медицина относятся к категории востребованных, независимо от состояния экономики.
Детальный анализ вопроса, как работает в современных условиях франшиза, показывает читателям все нюансы данного способа организации и развития бизнеса, что позволяет каждому начинающему предпринимателю самостоятельно решать, подходит ему такой вариант или лучше открыть фирму без посторонней помощи.
Франшизы — это не только рестораны и фаст-фуд. Они распространены во многих сферах, включая финансы и здравоохранение.