В чем суть показателя простыми словами
EBITDA— (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — «прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации».
EBITDA — это полезный показатель для понимания способности бизнеса генерировать денежный поток для своих владельцев и для оценки операционных показателей компании.
EBITDA — это показатель прибыли, который не зависит от структуры капитала, что означает, что он не учитывает различные способы использования компанией заемных средств, капитала, денежных средств или других источников капитала для финансирования своей деятельности.
Он также исключает неденежные расходы, такие как амортизация, которые могут отражать или не отражать способность компании генерировать денежные средства, которые она может выплатить в качестве дивидендов.
Кроме того, он не включает налоги, которые могут меняться от одного периода к другому и зависят от множества условий, которые могут не иметь прямого отношения к результатам деятельности компании.
В целом, EBITDA — удобный инструмент для нормализации результатов компании, чтобы вам было легче оценивать бизнес.
Чтобы было ясно, EBITDA не заменяет другие показатели, такие как чистая прибыль.
В конце концов, статьи, исключенные из EBITDA — проценты, налоги и неденежные расходы — по-прежнему являются реальными статьями с финансовыми последствиями, которые нельзя сбрасывать со счетов или игнорировать.
Зачем нужен показатель EBITDA
Все очень просто. Он определяет сколько кампания получила прибыли до вычета налогов, процентов и т.д., как ясно из определения выше.
Зачем?
Этот показатель нужен, когда оценивают кампании в разных странах, так как в каждой стране свои налоги и доп платежи. Поэтому прибыль может меньше из-за налогов, а другой стране, напротив выше, потому что налоги ниже.
Но если нужно понять какая из кампаний эффективней и больше получает прибыли, то нужен такой показатель как EBITDA. Он покажет чистую финансовую эффективность и поможет сделать правильный выбор.
Собственно в этом вся суть. Рядовому инвестору, он особо не нужен. Но если вы покупаете акции кампаний в разных странах и вам нужно понять какая кампания лучше… То в этом случае EBITDA пригодиться.
Или когда банк выдает кредит, ему нужно понимать реальную прибыль кампании, а не то что остается после налогов.
Как рассчитать EBITDA
Нужны следующие показатели:
- Прибыль (чистая прибыль или чистый убыток)
- Процентные расходы (иногда также процентный доход)
- Расходы по подоходному налогу (иногда также налоговый кредит)
- Амортизация
Затем сложите все статьи расходов, вычтите все статьи, являющиеся доходом (например, процентный доход), затем добавьте итоговую сумму к показателю чистой прибыли (или чистого убытка).
Результатом является прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации или EBITDA. Другими словами, вы добавляете любые расходы из этих категорий к чистой прибыли компании (и вычитаете из нее прибыль).
Формулы
EBIT = Чистая прибыль + Налог на прибыль + Начисленные проценты по кредитам
Или:
EBIT = Выручка − Операционные расходы
Зависит от страны, расходы и доп. сборы могут отличаться.
Уточнение.
Многие компании также отчитываются по скорректированной EBITDA.
Это не то же самое, что EBITDA, поскольку она включает дополнительные расходы, такие как выпуск акций, единовременные расходы и другие существенные статьи, влияющие на результаты.
Хотя скорректированный показатель EBITDA может быть полезен, он также может использоваться руководством компании для поддержки рассказа, который представляет компанию в лучшем свете, при этом игнорируя элементы, которые инвесторы должны учитывать в своем анализе, а не игнорировать.
Рассчитывать нужно вручную.
Я пока не нашел автоматических индикаторов. Но некоторые кампании включают показатель в свои отчеты, например Лента:
Если кампания таких данных не предоставляет, то нужно получить финансовую отчетность и там найти нужные показатели.
Расчет вручную
Например, находим отчет кампании Роснефть по итогам ее отчета за 2020 год по МСФО. Ищем данные по прибылям и убыткам:
Записываем себе следующие показатели:
Считаем:
EBITDA = 181 + (-19) + 220 + (-95) + 663 = 950 млрд. рублей
Мы получили 950 млрд. рублей. Однако есть разные методики расчета и сама кампания может посчитать иначе и завысить свою EBITDA, чтобы повысить свою значимость для инвестора.
Поэтому лучше рассчитать самостоятельно, так вы получите независимому оценку реального положения дел в кампании в отношении финансовой эффективности.
Вывод по статье.
EBITDA следует рассматривать как один из многих инструментов в вашем арсенале инструментов финансового анализа.
Мы можем определить базовую прибыльность деятельности компании, что упрощает сравнение с другим бизнесом.
Затем мы можем использовать эти результаты и глубже понять влияние структуры капитала компании, например, долга и капитальных затрат, а также различий в налогах (особенно, если компании работают в разных местах) на фактическую прибыль и денежные средства компании.
Выполнение всего этого может иметь большое значение, чтобы помочь вам решить, стоит ли инвестировать в компанию.
Отличное объяснение EBITDA! Понятно и просто. Буду использовать на практике. Спасибо!
EBITDA — важный показатель для оценки финансовой устойчивости и рентабельности. Статья помогает понять его суть и применение в деловой практике.