Конкуренция на рынке — это закономерно и логично. И средств в этих война не выбирают, и жертв не считают.

Но бывают настолько бескомпромиссные конкурентные войны, что их описание попадает во все учебники по маркетингу.

Так, например, главные мировые производители тонизирующих напитков «воюют» уже больше ста лет. Два главных производителя тонизирующих напитков – Пепси Кола и Кока Кола «воюют» еще с 19 века.

Сколько менеджеров «полегло» на фронтах этих баталий и сколько еще поляжет – ведь напряжение в этом сражении не стихает никогда. И кто же будет победителем? Хорошо бы потребитель в нашем лице…

С чего все начиналось?

Всё началось еще в девятнадцатом веке, когда один из аптекарей города Атланта Пембертон придумал бодрящий напиток из листьев коки, который помогал первым клиентом от несварения желудка.

Позднее именно этот напиток мы стали называть Кока-Кола.

Спустя десяток другой аптекарь Бредхэм из города Нью Берн придумал свой напиток, тоже помогающую пищеварению микстуру, которая со временем превратился в Пепси-Колу.

В те годы эти напитки прекрасно сосуществовали, продаваясь в небольших бутылочках в аптеках. Но уже в начале XX века популярность обоих микстур начала расти стремительно, причем, уже как тонизирующего напитка.

В начале XX века Пепси-кола открыла по стране больше двухсот пятидесяти производств. Но Кока Кола значительно опережала и Пепси, и всех прочих конкурентов. Всё больше и больше компаний пытались подражать этому напитку.

Так в 1916 году в судах рассматривались иски от кока-колы на десятки компаний подражателей. При этом, Пепси не было в числе ответчиков.

Начало войны конкурентной.

Главные сражения начались в тридцатых годах XX века. В 1928 году Кока Кола становится главным спонсором Олимпийских игр.

А чуть позже образ Санта Клауса становится неразрывно связаны с образом красного бренда Кока Колы.

В это время Пепси наносит ответный удар, начиная варьировать объемы разливаемых бутылочек, раскручивая тему экономии в период кризиса. «Вдвое больше за те же деньги» — говорила реклама Пепси в те годы.

И этот маркетинговый ход принёс действительно хорошие результаты, так как к нему периодически Пепси возвращается и в настоящее время сохраняя объём развиваемых бутылок две пинты.

Противостояние продолжается.

Вот уже 80 лет сражение между этими компаниями не теряет своего напряжения, не прекращается ни на минуту.

На каждый шаг конкуренты делали ответный ход.

Причём эти битвы продолжались даже вовремя настоящей войны. К так Кока Кола объявила о скидке на свою продукцию для всех военных, которые могли купить бутылочку за символические 5 центов.

Не отставала и Пепси-кола, именно в те годы окрасившаяся в цвета американского флага.

Кока Кола старалась охватить семейный сегмент, используя специальные объёмные большие бутылки для всей семьи.

Пепси-кола сосредоточилась же на молодёжи. К именно тогда появился известный нам сегодня лозунг «Новое поколение выбирает Пепси», признанный маркетологами лучшим рекламным слоганом.

Наши дни.

Отставая на старте от своего конкурента, к сегодняшним дням Пепси практически вплотную приблизилась к своему сопернику. Но, справедливости ради надо сказать, что не обогнала его ни разу.

Хотя каждая новая реклама Пепси — это настоящее произведение искусства.

Пожалуй, реклама Пепси радует своих поклонников даже больше, чем сам напиток.

Так что все интересное еще впереди. И новые страницы повести этого сражения ждут своих авторов и читателей.

бокал