И вот, по данным TNS за апрель 2016 года, это таки случилось – совокупная месячная аудитория Google в России составила 20,5 миллиона пользователей, против 20,4 миллиона у Яндекса. Как теперь нам, оптимизаторам и владельцам сайтов, с этим жить?
Еще в древние времена, старожилы на Серче говорили, что когда-нибудь это произойдет. И вот, по данным TNS за апрель 2016 года, это таки случилось – совокупная месячная аудитория Google в России составила 20,5 миллиона пользователей, против 20,4 миллиона у Яндекса.
Кто виноват и как теперь нам, оптимизаторам и владельцам сайтов, с этим жить? Попробуем во всем этом разобраться, и в этом нам помогут специалисты из «WebExpert Lab», которые и подготовили для нас этот материал.
Что, собственно, случилось?
Ну, во-первых, ничего апокалиптического. В отчете речь идет о месячной аудитории всех сервисов, а не конкретно о поисковом рынке. Здесь счет пока 57,6% к 36%, причем в пользу именно Яндекса. То есть, Google удалось превзойти конкурента только по показателю общей посещаемости сервисов.
И «секрет» здесь простой – операционная система Android, которая принадлежит интернет-гиганту, позволила ему сделать существенный отрыв по количеству мобильных пользователей.
Согласно тому же отчету TNS, получается интересная корреляция – у Яндекса вдвое меньше мобильных пользователей, и в то же время, более чем в два раза больше посетителей конкретно с настольных PC, по сравнению с Google.
Как это отразится на трафике
Пока, какие-либо существенные изменения, вряд ли будут заметны. Как уже говорилось, все дело в мобильных пользователях – у каждого владельца смартфона или планшета на Android, приложения Google предустановленны по умолчанию. А в рамках данного исследования получается так, что даже пользователей Gmail и YouTube, записали ему в актив.
Еще один момент – трафик с Google, сайты в большинстве тематик, обычно, начинают получать куда быстрее, чем с Яндекса. Кроме того, Google не уделяет большого внимания возрасту сайта, что хорошо для новых проектов.
Так что если доля зарубежного поискового гиганта начнет расти, то для многих владельцев сайтов это будет иметь скорее положительный эффект. Но, снова-таки, с поправкой на тематику.
Впрочем, тенденция все же прослеживается, и ползучая сдача Яндексом своей доли рынка, похоже, продолжится и в будущем. В ближайшей перспективе резкого падения не будет (если только Google не купит поиск Mail.ru), но даже те же 36% рынка это немало, и глупо было бы игнорировать такой большой кусок пирога. Особенно, если 70-80% трафика на ваш сайт пока идет только с Яндекса.
Что делать владельцам сайтов?
Просто стоит немного сместить акценты, и если раньше все внимание было на Яндекс, теперь, не лишним будет озаботиться и оптимизацией под Google. Секретов здесь никаких нет, просто обратите внимание на ряд вещей.
Внимание внешним факторам. Больше обратных ссылок! И желательно, разного типа и с разных источников. Обратные ссылки для Google продолжают оставаться весомым фактором ранжирования, и в конкурентных тематиках без этого никак. Да что там говорить о коммерческих, даже информационным проектам будет пробиться сложно.
В то же время с Яндекса можно получать трафик за счет связки «контент + хорошие поведческие факторы», даже с минимумом обратных ссылок.
Качественный, уникальный контент. Конечно, это важный фактор для любой поисковой системы. Но если в Яндексе можно получать трафик на страницы тегов, кластеров и прочих типов страниц, на которых уникальными по большей частью являются только метатеги, с Google такой трюк прокатывает редко.
Контент, который уникальный не только в техническом, но и в смысловом плане, играет для этого поисковика огромную роль. И еще, Google любит сайты, на которых контент почаще обновляется.
Расширенная семантика как тренд. Как я уже писал, трафик с Google новые сайты получают гораздо быстрее, чем с Яндекса. Соответственно, можно получить ощутимый прирост за счет активного создания страниц под низкочастотные запросы. Можно создавать страницы, которые отвечают на целые группы запросов, и в случае удачи — снимать побольше сливок.
В коммерческих тематиках низкочастотников не так уж и много, и можно быстро упереться в потолок. Поэтому, стоит смотреть в сторону, собирая тематику по смежным темам, отталкиваясь от потенциальных интересов пользователей.
Простой пример, если вы занимаетесь продвижением компании, которая строит дома из бруса, наверняка, вашим потенциальным клиентом будет интересно почитать статьи и по таким темам как выбор участка, его благоустройство, и тому подобное. Мозговой штурм никто не отменял.
Адаптация под мобильные. Представители Google официально заявляют, что качество адаптации сайта под мобильные устройства, является одним из факторов ранжирования в мобильном поиске. Обновленный алгоритм был запущен еще 21 апреля 2015 года, но пока, эффект еще не настолько заметен.
Впрочем, это только «пока», а в ближайшем будущем стоит ожидать, что неадаптированные сайты могут начать терять позиции в выдаче. К сайтам для мобильных у Google есть ряд четких и понятных требований:
- не должны использоваться технологии (или на минимуме), неподдерживаемые мобильными устройствами (Flash и т.п.);
- текст можно нормально читать без необходимости изменять масштаб;
- пользователю не нужно использовать горизонтальную прокрутку, дизайн адаптируется к размерам экрана;
- ссылки расположены таким образом, что их удобно нажимать.
Также, это важно и с позиции юзабилити – сайтом без адаптивного дизайна, банально неудобно пользоваться на смартфоне. Вряд ли у юзера, которого заставили пользоваться горизонтальной прокруткой, зуммировать и тыкать в маленькие кнопочки, хватит терпения надолго оставаться на такой странице. Не говоря уж о желании что-то покупать.
В общем, все сводится к тому, что сайты, адаптированные под мобильные, нужно создавать по двум причинам – лучше ранжирование, и лучше конверсия.
Не спешите хоронить Яндекс!
В конце сентября 2015 года, на конференции SEO Conf 2015 в Казани, основатель сервиса по накрутке поведенческих факторов Userator Роман Морозов, сделал громкое заявление, что по его прогнозам, в течение 15,5 месяцев Google сместит Яндекс с первого места по поиску в Рунете. Причины, которые, по его мнению, к этому приведут, вы можете увидеть на фото ниже:
Но, хоронить Яндекс еще очень рано, да и просто глупо. В худшем случае, в ближайшие три года нас ждет паритет. Да и то, в случае если ситуация не изменится, и представители отечественного поисковика будут пассивно наблюдать за происходящим, что маловероятно.
Яндекс продолжает обладать множеством преимуществ, которые актуальны для нашего рынка, и которых нет у Google. Например, локальные сервисы с большой аудиторией или та же поддержка (Платон), с представителями которой, в отличие от Google, владелец сайта может пообщаться и устранить свою проблему.
Мне кажется, нужно просто привыкать к тому, что теперь важен трафик с обеих поисковых систем, и работать в этом направлении. А еще лучше – экспериментировать и увеличивать посещаемость с непоисковых источников.
Например, тех же социальных сетей, которые в некоторых тематиках являются настоящим клондайком, и способны давать даже не тысячи, а десятки тысяч переходов.
Поисковые системы еще долгое время будут для контентных и коммерческих проектов хорошим источником качественного и бесплатного трафика. Но, чрезмерная зависимость от них может сыграть плохую шутку, поэтому, лучше уже сейчас начинать работу в сторону привлечения посетителей из всех доступных источников.