Подготовка не должна ограничиваться привычными для нас инструментами — обдумыванием и обсуждением.

Лучший результат может дать подключение визуальной составляющей.

Я имею в виду возможности работы со схематическим изображением ситуации и возможных вариантов ее развития.

Вы можете делать это как в группе, так и наедине с собой. Даже такой незамысловатый способ, как распределение стикеров на листе флипчарта в различных зонах, может дать дополнительное пространственное видение.

Мы видим работу двух учебных групп в стадии подготовки к переговорам. Если проект достаточно важный и в его подготовке участвуют несколько человек, визуальная составляющая может сэкономить и время, и силы. Кроме того, у вас будет некий черновик, на основе которого можно готовить материалы к деловой встрече.

Этот же прием можно использовать при проведении делового совещания. Отойдите от привычных рутинных схем, попробуйте изменить условия обсуждения.

Тем самым вы в известной мере измените и подходы сотрудников к решению задачи. А кроме того, получите живое и небезразличное отношение к обсуждаемому предмету.

Чем больше в работе группы будет связано с движением, а не просиживанием и без того многострадального мягкого места, тем более свободными в генерировании идей будут участники встречи.

Разнообразие в подготовке идет вам только в плюс.

В чем состоит значение психофизической составляющей? В том, что вы задействуете свои ресурсы в большем объеме.

Мысленный анализ, общение, дыхание, физическая составляющая, визуализация — чем больше ресурсов вы подключаете к переговорам, тем меньше устаете. И тем более весомых результатов добиваетесь.

После переговоров наше состояние всегда иное, нежели до их начала. Причина как в переживаниях по поводу результата, так и в реальных затратах на их проведение.

Привычная картина, которую можно наблюдать, — группа переговорщиков выходит из офиса, все дружно закуривают… После паузы начинает говорить старший, постепенно подключаются все остальные.

В этом нет ничего плохого, но продуктивный анализ лучше проводить после некой паузы. И дать возможность высказаться всем участникам, начиная с «младших» членов команды.