Многие желая открыть бизнес, не знают с чего начать, упускают из виду важные детали, что в конечном итоге может привести к плачевным результатам. В этой статье речь пойдет о бизнес планировании, будет рассказан полный путь от зарождения идеи и до её реализации.
С чего начать?
Этот вопрос мучает тех кто открывает свое дело в первый раз, ответ на него однозначный, начинать необходимо с бизнес плана. Успех бизнеса кроется в деталях, если посмотреть статистику по стартапам, то она не утешительная, большая часть (по заверению некоторых специалистов 90%) новых проектов терпят неудачу, одна из причин этого отсутствие бизнес планирования или составление бизнес плана абы как. Часть проектов стартуют даже без банальных просчетов расходов, люди пытаются найти инвесторов, составляют коммерческие предложения не имея до конца проработанного бизнес плана, не удивительно что львиная доля таких проектов тонут.
В бизнесе есть две важных стратегии — это планирование и оптимизация, игнорируя их, человек начинает играть в рулетку с рынком, но бизнес не казино, суть в мелочах, чем скрупулёзней составлен бизнес план тем меньше сюрпризов будет в будущем.
Бизнес планирование: основы
Теперь поговорим непосредственно о планировании бизнеса, естественно в рамках одной статьи невозможно рассказать, как составить бизнес план во всех деталях, для этого нужна целая книга, я расскажу о том что лежит в основе и без чего нельзя обойтись, чтобы все заработало как надо.
- Бизнес начинается с идеи
Все что вокруг нас результат реализации чьих — то идей, очень сложные процессы появились на свет благодаря всего одной мысли блеснувшей в уме изобретателя, но от идеи до её воплощения в жизнь, целая пропасть, нужно прочти этот путь через взлеты и падения. Идея — это отправная точка, идея должна вдохновлять, это помогает преодолеть кучу трудностей. Начните с четкой формулировки вашей идеи, это фундамент будущего бизнес плана, все остальное это развитие и детализация, это можно сравнить с работой художника, изначально он ловит только мимолетный образ, потому прикидывает силуэт, делает набросок, а только потом берется за краски.
- Просчет ресурсной базы.
Иногда этот этап самый трудный, как правило в 90% случаев речь идет о ресурсах финансовых и на этом этапе часто возникают проблемы, из – за нехватки средств. Однако если качественно все просчитать можно уменьшить издержки. На этом этапе необходимо определить все что нужно бизнесу, это и информационные ресурсы и материальная база (складские помещения, торговые площади и т.д.), также нужно определить какие человеческие ресурсы необходимы, сколько нужно наемных специалистов привлечь, чтобы бизнес начал функционировать.
Самый простой способ начать просчет ресурсной базы, это взять лист чистой бумаги и написать в столбик все что необходимо для запуска бизнеса, учесть нужно абсолютно все, чем педантичней к этому вы подойдете тем будет вам легче в будущем, потом вы скажите себе спасибо.
Плохая идея открытие бизнеса в кредит, бизнес всегда риск, а рисковать нужно только на свои свободные средства, лучше немного подождать все хорошо обдумать, поучиться, поднакопить средств, а потом уже пробовать открыть дело.
- Личная квалификация
Посмотрите на свои сильные стороны, определите какие ваши навыки пригодятся, ведение бизнеса подразумевает наличие определенного уровня знания и навыков, конечно вы можете привлечь наемных специалистов, но лучше всего открывать то дело, в котором вы отлично разбираетесь и еще оно должно вам нравиться. Определив свои сильные стороны и своё участие в функционировании бизнеса, нужно определить какие ваши полномочия будут делегированы, в начале особенно при недостатке финансирования есть смысл делегировать как можно меньше, и нанимать работников только на те задачи которые вы не можете или не успеваете выполнить самостоятельно, затем при постепенной раскрутке, можно привлекать больше наемных работников, многие проекты так развиваются, в начале там только основатель и пара человек, а через не которое время уже целая команда.
Самое главное, что нужно понимать не открывайте то дело, в котором плохо разбираетесь, в каждом деле полно подводных камней, о которых мало кто расскажет, есть вещи, которые хорошо доходят только на своем опыте. Поэтому если плохо разбираетесь, то лучше потратьте денег на обучение, это потом окупится.
- Целевая аудитория, анализ спроса.
Здесь уже начинается маркетинг, это следующий этап бизнес планирования. Открывая дело важно понять кому кроме вас интересно то что вы планируете продавать. Для кого ваш продукт и услуга, на кого вам ориентироваться, кем будут ваши покупатели, каков их уровень дохода, какие потребности ваш продукт или услуга будут закрывать. Это очень важный этап, вы должны четко проанализировать возможный спрос, ведь маркетинг бизнеса будет направлен на позиционирование на целевую аудиторию бизнеса. Составьте протрет клиента.
- Анализ рыночного предложения, конкурентная разведка.
Это пункт напоминает предыдущий, только здесь вы анализируете аналогичные вашему продукты на рынке для вашей целевой аудитории, проводите конкурентную разведку, определяя преимущества и недостатки конкурентов, и то чем вы отличаетесь от них.
Рыночная мудрость гласит что покупатель выбирает не товар, он выбирает продавца.
На этом этапе уже можно создавать рекламную стратегию, у вас уже есть все данные, вы понимаете, что нужно вашим клиентам и знаете сильные и слабые стороны ваших конкурентов, в соответствие с этим должна быть определена рекламная стратегия.
- Бюджет.
Собственно, бизнес планирование и нужно чтобы прикинуть бюджет и решить потянем или не потянем, а потом уже заходит речь о стратеги развития и возврате инвестиций. Всего две статьи, это расходы и планируемые доходы, плюс ко всему необходимо предусмотреть резерв на непредвиденные расходы, потому что как не планируй, все расходы не учтешь.
- Рентабельность и возврат инвестиций.
На основе предыдущих пунктов, определяем общую картину, так называемую рентабельность, проще говоря выгорит ли дело иди нет, отталкиваться нужно и от бюджета, и от ресурсов и предпочтений целевой аудитории, и от конкурентов.
Также полезно просчитать ROI – возврат инвестиций, нужно продумать окупаемость бизнеса и когда вернутся ваши инвестиции и с каким приростом, если вы ищете инвесторов на этот пункт нужно обратить пристальное внимание.
- Тестирование
Все предусмотреть не реально, бывают исключения, когда проекты на бумаге не рентабельные, при реализации выстреливали так что инвесторы отказавшиеся от вложений в проект потом локти кусали. Например, автор романов о Гарри Поттере заработала миллиардное состояние, но первый роман редактор выкинул в мусорку, издатели отказывали в публикации, однако книга издалась и обрела мировую известность.
Так что всегда тестируйте свой бизнес, предпочтительно делать это на малом сегменте аудитории, где в случае провала будут небольшие потери, а данные полученные в результате теста привнесут объективную ясность. Так поступает компания Гугл, свои проекты они запускают в ограниченном масштабе, чтобы посмотреть на поведение целевой аудитории, это одновременно пробный запуск и маркетинговое исследование. Так например сейчас Гугл тестирует платежную систему с распознаванием лиц, которая тестируется в нескольких ресторанах Силиконовой долины в Сан Франциско.
- Запуск
Тестирование, выявление преимуществ и слабых мест, потом оптимизация с устранением недостатков (так называемая шлифовка), уточнение предпочтений целевой аудитории, а потом запуск в масштабе. Вот работающая стратегия, тестируете спрос на продукт, рекламную стратегию, потом смотрите на результат, оптимизируете и запускаете вновь, это универсальный рецепт, почти под любую нишу.
Отдельным вопросом, особенно в интернет проектах может быть тестирование рекламной стратегии.
Также полезно учесть проблемные вопросы организации бизнес планирования, подробней в статье проблемы бизнес планирования.
Видео версия статьи бизнес планирование