Что такое бизнес модель

Определение:

Лично я понимаю бизнес модель как способ завоевания превосходства на рынке. Также это описание того как ваш бизнес зарабатывает деньги. Это объяснение того, как вы приносите пользу своим клиентам по разумной цене.

В простейшем виде бизнес-модель можно разбить на 4 части:

  1. Кто покупатель? Кому продаем, какие у нас целевые рынки, на какие сегменты аудитории ориентируемся. Клиенты всегда является центром, ведь именно им нужно принести пользу и получить от них деньги.
  2. Все, что нужно для создания чего-либо: дизайн, сырье, производство, рабочая сила и так далее.
  3. Все, что нужно для продажи этой вещи: маркетинг, распространение, предоставление услуг и оформление продажи.
  4. Как и за что платит покупатель: стратегия ценообразования, способы оплаты, сроки оплаты, ценностное предложение клиентам и т.д. 

Плюс я бы отметил что нужны применять не только старые, укоренившиеся подходы, а внедрять инновации. 

Основные компоненты бизнес-модели

Важнейшие элементы бизнес-модели включают уникальное ценностное предложение, жизнеспособный целевой рынок и конкурентное преимущество. 

Без них у вас не будет возможности получать доход.

При этом бизнес-модели касаются не только доходов — вам также необходимо учитывать производственные затраты и другие факторы, чтобы увидеть полную картину. 

Итак, что входит в создание бизнес-модели? 

Вот 10 компонентов, о которых стоит помнить:

  • Ценностное предложение: то что, делает ваш продукт привлекательным для ваших клиентов.
  • Целевой рынок: определенная группа потребителей, которым будет интересен ваш продукт.
  • Конкурентное преимущество: уникальная особенность вашего продукта или услуги, которую не могут легко скопировать конкуренты.
  • Структура затрат: список постоянных и переменных расходов, необходимых вашему бизнесу для функционирования, и их влияние на ценообразование.
  • Ключевые показатели: способы измерения успеха вашей компанией.
  • Ресурсы: физические, финансовые и интеллектуальные активы вашей компании.
  • Проблема и решение: болевые точки ваших целевых клиентов и то, как ваша компания собирается их решать.
  • Модель дохода: структура, которая определяет жизнеспособные источники дохода, которые необходимо использовать.
  • Потоки доходов: несколько способов, которыми ваша компания может получать доход.
  • Маржа прибыли: сумма вашего дохода превышает расходы вашего бизнеса.

Это основные составляющие бизнес-модели, и они могут измениться по мере развития вашего бизнеса. На старте вы можете не иметь четкого представления о том, как каждый из этих компонентов будет выглядеть для вашего случая

Однако по мере того, как вы напишете свой бизнес-план, они станут более очевидными, а ваша модель обеспечит видение и направление вашей бизнес-идеи. 

Примеры бизнес моделей

Они могут различаться по типу продукта, по способу продвижения и т.д. Сейчас расскажу базовые примеры.

Модель на основе цифрового маркетинга

Использование интернет платформ (сайты, соц сети, ютюб и т.д.) для привлечения клиентов и продаж. 

Дропшиппинг и партнерские продажи

Продажа не своего продукта, затраты только на рекламу, а логистика, закупка товара, хранение берет на себя поставщик.

Франчайзинг

Продажа франшизы, например Додо пицца, бизнес построен на продаже франшиз.

Еще пример:

McDonalds’s , у которого 93% франчайзинговых ресторанов по всему миру.

McDonald’s — лидер в сфере общественного питания. Он управляет 36 059 франчайзинговыми ресторанами из 38 695 ресторанов по всему миру.

Франчайзинг позволяет франчайзеру лицензировать свои ресурсы, торговую марку. Интеллектуальная собственность и права франшизы на продажу своих продуктов и услуг в обмен на роялти.

Бизнес-модель Freemium.

Сочетает бесплатные и платные услуги.

Для развития бизнеса и привлечения клиентов компании предлагают клиентам бесплатные (демо) версии, но на ограниченное время или с ограниченными функциями. Чтобы получить доступ к обновленным функциям, клиент должен выбрать платные услуги.

Примеры : Zoom , Dropbox , MailChimp , Evernote и др.

Подписка

Эта модель позволяет клиенту получать услуги, выплачивая фиксированную сумму каждый месяц или год.

Например антивирус, платформа просмотра фильмов (Кинопоиск и т.д.), разные онлайн сервисы и т.д.

Бизнес-модель онлайн-образования

Эта бизнес-модель, ориентированная на образовательную отрасль, включая студентов и преподавателей, позволяет им получать доступ к образовательным ресурсам через фиксированную плату за курс или подписку. 

Это можно сказать как комбинацию freemium, платы за курс и модели на основе подписки. Создается и продвигается онлайн школа.

Сбытовая модель

Компания, которая работает, имея один или несколько ключевых каналов сбыта для интеграции со своими конечными потребителями, следует этой модели.

Компании, использующие эту модель, предоставляют предприятиям каналы сбыта продукции клиентам через дилеров, брокеров, супермаркеты, розничных торговцев и т.д.

Брокерская бизнес-модель.

Брокерская бизнес-модель предоставляет покупателям и продавцам единую платформу для обмена информацией о сделках. Он взимает комиссию за любую транзакцию между сторонами либо с покупателя, либо с продавца в зависимости от выбранной категории.

Лизинг

Под лизингом понимается сдача в аренду различных объектов, например: транспорт, оборудование, вместо их продажи. 

 

Как выбрать подходящую бизнес-модель

На этот вопрос нет однозначного ответа. Вместо этого, наиболее подходящая для вас бизнес-модель будет полностью зависеть от объема ваших операций и затрат, которые вы можете понести в процессе.

Поэтому, чтобы сузить круг вариантов, вы захотите начать с идеи своего малого бизнеса, а затем задайте себе следующие вопросы:

  • Какую пользу принесет мой продукт или услуга покупателю?
  • Как я буду получать доход?
  • Кто мой целевой клиент?
  • На какие начальные затраты я смотрю?
  • Какие расходы будут постоянными и переменными?
  • Нужна ли мне поддержка инвесторов?

Ответив на эти вопросы, вы сможете лучше понять, как структурировать свой бизнес.

Кроме того, может быть полезно изучить другие компании, похожие на вашу (особенно конкурентов), и посмотреть, как они структурировали свою деятельность. 

Эта информация сможет послужить основой для создания вашей бизнес-модели, а также подсказать пути, которыми вы можете воспользоваться, чтобы выделить свой продукт среди других.

бокал