Повышение эффективности обучения и опыт тайных обществ.

В этом мини курсе рассказано о том как сделать свое обучение более эффктивным, как избежать ошибок препятствующим развитию и получению новых навыков. Информация пригодится всем кто чему то учится, это не только студенты, но главным образом состоявшиеся люди которым в силу разных причин нужно получить новые знания и прийти к новым достижениям.

Попробую передать свой личный опыт по этой теме, начну издалека, чтобы вы смогли проследить всю перспективу. Пространные описания это не банальное графоманство, а желание передать информацию в полном объеме. Суть порой скрыта в мелочах.

Заблуждения влияющие на повышение эффективности обучения

Информационная роскошь.

Заблуждения в отношении информационных ресурсов в корне влияют на их эффективность. Современный мир переполнен информацией, доступны все области знания, многое дается в избытке, хотя не так уж давно, ситуация была иной, был явный дефицит знаний.

Многое приходилось открывать самому, идеи и наработки возникали с опытом и такие знание очень ценились. Сейчас же информационный переизбыток или информационная роскошь. Сейчас же информации предостаточно, казалось бы это должно повысить максимально эффективность обучения. Сейчас можно учится всему, постигать разные дисциплины и технологии.

Историческая ретро перспектива.

Тут, конечно речь пойдет не о повышении эффективности обучения, а стратегических принципах информации и знаний.

А если вспомнить историю, то можно увидеть, что в силу разных причин, знания которые могли помочь человеку совершенствоваться активно утаивались, существовали только в кругу закрытых обществ. Даже Библия в средневековой Европе делалась недоступной для людей, ищущий мог и не найти истину, а только суеверия и заблуждения.

Потому что знание это ресурс, его не выгодно открывать всем, потому как эффективно можно управлять только теми кто не обладает подобным ресурсом, человеку малограмотному легко навязать нужные убеждения и моделировать его поведение, поэтому получение качественного  образования было всегда доступно лицам имеющим власть и богатство, это одно из условий древнейшей системы управления ( даже сейчас качество образования падает, появляются не думающие специалисты, а просто исполнители, особенно в западных странах, многие выпускники школ не знают даже базовых вещей)  .

Пример из Древнего Египта.

Возможно одними из основоположниками её стали жрецы древнего Египта, их часто приводят в пример в разной литературе, приведу лишь один самый яркий случай, не вдаваясь в даты и подробности только самую суть. Однажды народ Египта восстал против власти жрецов, не желая принимать более навязанную им систему верований в египетских богов, жрецы в один выбранный ими день собрали взбунтовавшийся народ и пообещали продемонстрировать власть их богов, имея познания в астрономии они смогли в точности предсказать день и час солнечного затмения, представив его как гнев богов на непослушный народ. Таким образом обладая абсолютно тайным в те времена знанием жрецы одержали победы, заложив принципы использования знания на тысячелетия вперед. На это счет даже фильм какой то есть.

Новая модель распространения знаний и тайные общества.

Но с развитием цивилизации, с расширением коммуникативных возможностей, благодаря новым способам передачи и хранения информации, а также доступности образования ситуация кардинально изменилась, то что утаивалось веками открылось, появилось новое, информационный мир стал многомерным и сложным, мы перешли от дефицита к изобилию и снова ищущий столкнулся бы с проблемой, но не отсутствия знания, а с тем что среди бесчисленного множества его вариаций, найти истину также сложно как и предыдущем случае.

Те которые скрывали знания пряча его под завесой тайных обществ, на определенном этапе поняли, что не смогут удержать развития цивилизации в тесных рамках, и решили сделать наоборот, вместо одного тоненького ручейка они окунули мир в океан.

Если рассмотреть вопрос личного развития, то здесь такой широкий разброс знаний, то легко можно запутаться и пойти не туда, потому что не все знания одинаково полезны и нужны, чему только не учат, сколько книг, видео, аудио материалов, пособий и мануалов создано и выкинуто в мир, даже покупать не надо, всего этого добра полно на разных форумах о торрент трекерах. А курсов связанных с темой бизнеса и денег еще больше.

Если сравнить с рынком, то в старые времена на рыночной площади стояли один – два торговца, остальные прятались по закрытым лавкам, то сейчас продавцов столько, что от призывных возгласов можно оглохнуть, а от разнообразия товаров разбегаются глаза.

Даже самые секретные техники, которые лелеяли в недрах тайных обществ оказались в свободном доступе. Так почему же эти общества позволили растащить их опыт и знания? Они пошли на этот шаг потому что поняли один важный принцип, по которому одна и та же истина для одного изменяет его жизнь, а другому не дает ничего кроме разочарования, этот глобальный принцип применим к любому типу информации. Он был известен очень давно, но воспользовались его преимуществом совсем недавно. И это важно понять для повышения эффективности обучения в любых направлениях.

В чем же он состоит?

Теперь мы подбираемся к тому как повысить эффективность обучения в разных областях знаний.

Закрытые общества всегда занимались привлечением новых членов, которым можно было доверить дело, они проводили строгий отбор сопряженный с разными испытаниями и накопили огромный опыт в этой сфере. Это широко применяемый сейчас принцип рекрутинга, попасть на работу в серьёзную фирму в наше время то же что раньше в закрытое общество. Те же жесткие принципы отбора.

Они выявили что не все подходят для обучения, мало того эффективно обучаться их знаниям могли абсолютное меньшинство кандидатов, поэтому действительно сильные общества были всегда малочисленны именно по этой причине. Не более одного процента, а то и меньше отбирались ими для посвящения, те же общества, которые пренебрегали столь серьезным отношением к претендентам на вступление вскоре испытывали упадок и перенасыщение теми, кто совершенно не обладал нужными качествами.

Сейчас, впрочем   то же есть подобная тенденция, создаются приватные клубы, куда сложно попасть и есть строгий отбор, тем самым они хотят отгородиться от тех, кто не приносит никакой пользы и делиться информацией только с теми, кто этого достоин.

Наблюдая таким образом за людьми они поняли, что те знания, которые они хранят, попав в массы подавляющему большинству не принесут никакой пользы, знания как бы имеют свою систему защиты от публичного доступа, люди его получают, но не могут воспользоваться. Этому есть ряд объяснений.

Повышение эффективности обучения: принципы.

Как сделать свое обучение более эффективным?

Нужно понять основные ошибки и принципы, а потом все это применить в жизни. Вот такой простой рецепт.

Что нужно понимать и применять?

Во первых существует определенное заблуждение по поводу информации, знание воспринимается как некий преобразователь, человек видит рекламный заголовок, мол за три недели выучить английский или получите секретную технику для исполнения мечты, покупает курс (книгу) читает ожидая наступления обещанных эффектов, но ничего не происходит, потому что информация указывает путь, дает возможность, но ничего не преобразовывает и не меняет в нас самих.

Все ищут некую кнопку нажал и всё, достиг чего хотел, это убеждение на уровне подсознания, мы привыкли видеть в рекламе как человек чтобы решить свою проблему – съел таблетку и тут же здоров, записался на курс и получил что хотел- вот он счастливый и довольный, нудные и длительные процессы обучения и работы над собой сокрыты от глаз, ведь основной мотив тех, кто создает рекламу – лишь бы купили, нам показывают только преимущества, а о недостатках умалчивают.

И мы привыкаем к этому и ожидаем, что так и будет в реальности.

Суть же в том, что любая система обучения требует личных жертв, усилий, необходимо выйти из своей зоны комфорта и начать действовать, думать, совершенствоваться без этого система не заработает.

Поэтому многие покупают, скачивают различные курсы, просматривают их и переходят к следующим, просто складируя их у себя на компьютере или на книжной полке, не достигая никаких результатов.

Все любят халяву.

Сформировано потребительское отношение к знанию, купил (скачал, приобрел, получил, нашел) и оно заработало, ну как какой — нибудь гаджет, включил в все, результат готов.

В поисках волшебной кнопки (в древности искали философский камень и эликсир молодости) человек не готов прикладывать максимум усилий.

Поэтому так успешны лохотроны, финансовые пирамиды, они все начинаются с заманчивых заголовков (в которых внимание акцентируется только на  положительном эффекте, но напрочь скрываются риски и важные детали). Люди ловятся думая, что все будет так как обещано в рекламе (например- без знаний и опыта зарабатывай по нашей системе от 20000 в день!), ну а в результате их ждет облом.

Второе объяснение состоит в том что знание чтобы интегрироваться в нашу систему убеждений должно запустить в нас особый процесс обучения примеров, которому сложно найти в повседневной практике, это обучение требовало максимальной вовлеченности и колоссальных качественных усилий, что сопровождалось полной потерей привычной зоны внутреннего комфорта, в рамках которой человек никуда не движется и неохотно работает над собой, попросту это лень.

Лень всем известна, люди не готовы постоянно работать над внедрением нового в свою жизнь, они всегда наталкиваются на мощное внутреннее сопротивление, проще ничего не делать, получая сиюминутное удовольствие, но обрекая себя при этом на долгосрочные страдания.

Например, многие годами не могут выучить английский язык, постоянно откладывая на завтра или начав тут же бросают, потому что долго учить, но если использовать простую стратегию заниматься по часу или меньше в день, то через несколько лет можно достичь цели, но люди проводят в бездействии годы напролет, оборачиваясь назад они видят, что прошли уже десятилетия, а они все на том же месте, но пользуясь простой стратегией, занимающей минимум времени, они могли бы быть уже далеко, единственный секрет стратегии в постоянстве.

То же самое и с более серьезными задачами, они требуют от нас постоянного целенаправленного движения вперед, без оглядки назад и сомнений.

Поэтому если кто-то вам скажет, что чего-то стоящего и сложного можно достичь без упорства, настойчивости и прочих личных жертв, и предложит вам простой, легкий, ничего не требующий от вас способ, подумайте прежде чем пойти на это, скорее всего вас обманывают.

Третий фактор связан с нашим разумом.

У нас по умолчанию превалирует шаблонное мышление.

Как правило, действие по шаблонам или автоматическое реагирование, помогает нам справиться с объемом поступающих извне данных и по попросту облегчает жизнь, сложно представить то как мы бы задумывались на простейшими вещами, действуя по паттернам разум избегает лишнего напряжения, экономит ресурсы и оптимизирует собственную деятельность.

Это важно понимать, но в реальности происходит то, что разум начинает транслировать эту модель на все сферы своей деятельности, даже туда где эта модель неприемлема.

В результате как получается, любой вид интеллектуального обучения дает рад шаблонов, которые нужны для объяснения и иллюстрации как работают те или иные принципы, это дает начальный уровень.

Следующий уровень достигается, когда ученик выходит за рамки шаблонов, он применяет на практике принципы понятые благодаря примерам и шаблонам, он создает новое, решает нестандартные задачи, находит ранее неизученные области, генерирует идеи, расширят горизонт знаний, совершенствует изученную дисциплину, так и задумывалось при создании систем обучения, ученик получал не только знания, но и привносил свой вклад в их совершенствование, благодаря этому знание всегда развивалось, росло и становилось безупречней, поэтому закрытые общества так строги в своем отборе, им нужны именно такие люди, способные не только брать знание и всю жизнь не выходить за  шаблонные рамки, а умеющие думать и развивать полученное знание.

Настоящий итог любого образования, научиться думать, когда человек умеет думать он способен справляться с любыми задачами (а не только с теми, о которых ему рассказал учитель) и изобретая новое заходить в неизведанное.

Это качественное состояние, и одна из причин почему знания не открывают для всех своих возможностей, знание — это отправная точка, а не итог, это страт, но многие видят в нем финишную черту, получил знания и все достиг цели, да это частично так, но если на этом остановиться то мы упремся в стеклянный потолок.

В общем вывод какой?

Получил информацию, сразу начал применять, в этом и есть эффективность обучения. Смысла накапливать информацию и не применять её нет. У большинства проблем не в недостатке информации, а в отсутствии усилий, в бездействии.

Больше делайте, выходите всегда за пределы зоны комфорта, когда вы делаете то что вам нравиться, то вы не развиваетесь. Когда действия касаются того чего не хочется, что вызывает затруднения, что не комфортно, вот  тогда начинается развитие. Тогда и будет максимальное повышение эффективности обучения.
подписка