В этой небольшой статье я рассказал причины, по которым происходит рост стоимости рекламы в Яндексе и других рекламных системах.
№1 Да потому что все дорожает.
Эта простая причина связана с развитием экономики, с ростом инфляции, да и в целом все в мире начинает дорожать валюты, обесцениваются товары и услуги, продавцы повышают свои цены.
Тоже самое происходит и в рекламе. В аукционах участвуют различные рекламодатели, которые повышают свои ставки, а также они могут повышать заработную плату своим сотрудникам и стоимость товаров и услуг. Поэтому из за общей тенденции всего удорожания, в том числе будет дорожать и реклама.
Цифровизация и рост кол-ва рекламодателей
Это также одна из главных причин, так как многие сейчас открывают бизнес в интернете. Если раньше стремились открывать оффлайн магазины, то сейчас в основном сначала налаживают продажи в интернете, а потом уже задумываются об открытии оффлайн магазина.
Цифровизация растёт большими темпами, все больше и больше людей приходит в интернет и, соответственно, увеличивается количество рекламодателей. Это уже, можно сказать, третья причина.
Аукционы рекламные устроены таким образом, что чем больше там рекламодателей, тем будет дороже рекламные размещения, так как все стремятся получить целевую аудиторию, повышают свои ставки, наращивают рекламные бюджеты, и это увеличивает стоимость размещения для всех остальных участников аукциона.
Искусственный разгон аукционов
В этой ситуации оказываются рекламодатели в разных нишах в контекстной рекламе Яндекса часто бывает такая ситуация, что происходит разгон аукциона, наращивание стоимости кликов более слабые игроки уходят из рынка, а более сильные остаются.
А в некоторых нишах просто адская конкуренция, там настолько высокие ставки, что у рядовых рекламодателей встают просто волосы дыбом. При этом самое поразительное то, что другие рекламодатели платят деньги за рекламу, продвигаются на максимально жёстких высоких ставках, тратят огромные деньги в рекламу и, очевидно, получают от этого результат в виде клиентов.
Но в некоторые ниши, особенно в Москве, туда заходить с небольшим бюджетом даже нет смысла. Там настолько высокие ставки, что один клик может быть дороже 1 000 ₽, просто клик. И не факт, что люди пришедшие по таким кликам сразу что-то купят.
Автоматизация рекламных компаний.
Здесь происходит та ситуация, что различные лазейки и возможности как-то снизить стоимость рекламы ушли уже в прошлое. Реклама максимально автоматизирована, все меньше рычагов прямого управления рекламой для рекламодателя, все больше автоматизации, которая нацелена на то, чтобы обеспечить максимум показов для самого Яндекса.
Получается здесь ситуация состоит в том, что если раньше можно было многое сделать вручную, каким-то образом точно скорректировать показы рекламы, то сейчас данные возможности постоянно уменьшаются.
Уменьшение количества рекламных мест
Эта ситуация неочевидна, но все происходит из за того, что большинство рекламодателей показываются на мобильных устройствах. Сейчас количество дескопных показов рекламы значительно меньше по сравнению с прошлыми периодами, все больше людей используют смартфоны и планшеты для того, чтобы искать ответ на свой вопрос.
А в мобильных выдачах рекламных позиций значительно меньше, чем в дескопной версии, соответственно, количество рекламных позиций уменьшается, на них растет конкуренция, все больше разгоняются аукционы, и стоимость трафика из мобильных устройств повышается.
Рост доллара и дополнительные налоги.
Все это также влияет, когда иностранная валюта растёт, а рубль падает. Также это сказывается на стоимости товаров и услуг и в целом влияет и на рекламное размещение. Все очень сильно взаимосвязано.
В то же время государство придумывает новые сборы. Для этого они используют, например, трехпроцентный сбор с рекламы, который будет запущен в 2025 году. Это, в свою очередь, также увеличит стоимость рекламного размещения.
Что делать в условиях дорогой рекламы
Для начала принять ситуацию такой, какая она есть. На данный момент не существует каких-либо способов значительно уменьшить стоимость рекламы за счёт каких-то волшебных действий. Если у вас конкурентная ниша, в которой очень дорогие клики, то как-то сделать их дешёвыми или перевести лиды по 200 руб. — это будет просто невозможно.
Не потому, что вам плохо рекламу настроили или у вас плохие маркетологи. Да, просто потому, что мир такой, на рынке жесточайшая конкуренция. Рекламодатели давят друг друга ставками, также в некоторых нишах присутствует ценовой демпинг. Например, если взять ту же товарку, здесь маркетплейсы максимально выжигают нишу, чтобы убрать всех мелких конкурентов, они запускают масштабные рекламы, давят ценою, предлагают более выгодные условия.
Естественно, с ними конкурировать почти невозможно, можно только продавать товары на тех же маркетплейсах.
Важно понимать, что нужно грамотно вложиться в маркетинг, продумать свою систему позиционирования, создать конкурентные преимущества и на основании этого запускать рекламу.
Также учитывать, что во многих нишах доход будет не с первой продажи. Скорее всего, вы получите доход с клиента, когда он купит второй, третий раз. Такое бывает достаточно часто.
Также учитывайте маржинальность вашей ниши.
Если вы, например, строите дома и у вас заработок с клиента может исчисляться миллионами, то здесь не получится привлекать клиентов по 500₽. Скорее всего, они будут намного дороже. И это нормальная ситуация.