B2C (Business-to-consumer, рус. Бизнес для Потребителя, произносится — «би ту си»)

Это сфера отношений между бизнесом и конечного потребителем, то есть физическим лицом. Решение о покупке принимает конкретный человек, это любая розничная торговля и продажи в интернет-магазинах. Является самым массовым сегментом рынка.

Цель: Улучшить качество взаимодействия между потребителем и продавцом, разработать маркетинговые приемы и инструменты помогающие повысить эффективность продаж. 

Противоположностью является B2B (Би-ту-би) продажи, в которых решение принимают организации и они направлены не на конечного потребителя, а от бизнеса к бизнесу. 

Например оптовые поставщики взаимодействуют с торговыми сетями и выстраивают отношения между собой по принципу B2B продаж, то есть бизнес для бизнеса. 

А торговые сети закупив объём товара, реализуют его своим розничным потребителям, выстраивая отношения бизнес для клиента. 

Стоимость и объемы закупок отличаются, би-ту-си продажи это покупка одного или нескольких продуктов, а не огромных партий.

Стратегия

Используется прямая реклама и продвижение бренда. Некоторые покупки характеризуется эмоциональным принятием решения. Другие же требуют длительного взаимодействия с продавцом или нескольких касаний. 

Например покупка квартиры или ремонт жилья, как правило потребители в данных услугах долго выбирают подрядчиков прежде чем совершить покупку.

Ответственность за покупку лежит на конечном потребители. Корпорации постоянно разрабатывают новые приемы воздействия на своих покупателей через рекламы. 

Используют приемы маркетинга для формирования ценности бренда, а также методы прямой рекламы. 

Автор Блога-Рекламист со стажем
Автор Блога-Рекламист со стажем
Из-за большой конкуренции способность быстро принимать решения о покупке у человека снижается. Так как на него нацелено очень много различных реклам и выбор даже среди доступных продуктов очень сложен. 

Так как наш мозг в принципе хорошо ориентируется только между  3-5 вариантов, но сейчас нужно выбрать из 10 или 20 различных брендов и наименований.

Основные инструменты 

В интернете: 

  • контекстная реклама 
  • социальные сети
  • тизерная реклама 

В оффлайне:

  • Баннеры
  • Газеты и журналы
  • Вывески и др.

Примеры 

Отличным примером может быть любой продуктовый магазин или интернет магазин одежды. Да что угодно: рынок, бутик всё что мы видим вокруг как правило направлено на конечного потребителя. Тоже самое можно сказать о медицинских услугах.

Модификация.

Встречаются модели которые включает в себя элементы B2C и B2B. 

Например совместные покупки.

В этом варианте организатор покупок закупает большой объем товара по низкой цене как для Би-ту-би. А потом этот товар раздает участникам совместной покупки. Получатся би-ту-си покупатели приобрели товары по условиями для би-ту-би. 

Особенности

Модификация происходит на уровне персонализации рекламы и развития новых каналов воздействия на потребителя. 

Также в некоторых ситуациях складывается такая картина, что деньги платит один человек, а  решение принимает совсем другой либо решение принимает группа лиц.

Например, если мужчина покупает квартиру, то скорее всего решение будет принимать его жена также ориентируясь на мнение детей. 

Это вносит изменения в формировании рекламных сообщений, так как нужно учитывать все критерии принятия решения, в том числе и детей. 

Часто такое бывает при продаже недвижимости. 

Например семье показывают дом, но забывают о детях. Потом родители невзначай спрашивают у них: как вам понравилось? А дети говорят: как-то не очень. 

Риэлторы некоторые это понимают и оказывают внимание детям, показывают им игровую площадку либо рассказывать о преимуществах, которые есть для них в этой недвижимости. 

Дальнейшее развитие

Психология и понимание того как человек принимает решение лежит в основе маркетинга и продаж. Примером могут служить такие книги как “Психология влияния” Роберта чалдини. Где он рассказывает о том какие психологические приемы можно использовать чтобы убедить человека. 

Также развитие технологий создания новых способов воздействия на сознание человека, таких как например дополненная реальность, нейронные сети либо персонализированная реклама.

бокал